Биография Сергея Владимировича Образцова

Родился 5 июля 1901 года в Москве. Его отец – Владимир Николаевич Образцов – академик АН СССР (1939), лауреат Государственных премий СССР (1942, 1943), известный учёный, специалист по эксплуатации железнодорожного транспорта, его именем названа одна из центральных улиц Москвы, на которой находится Московский институт инженеров транспорта.

В 1918 году С. В. Образцов становится студентом Высших художественно-театральных мастерских («Вхутемас»), учеником А. Е. Архипова и В. А. Фаворского, но через несколько лет поступает в музыкальную студию Московского Художественного театра, и с 1922 года, он, актёр МХАТа-2, постигает тайны актёрской профессии и режиссуры, играя рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман. С середины 1930-х годов приобретает известность как артист эстрады, создатель пародийного жанра «романсов с куклами». Объектом его пародий становилась пошлость, характерная для исполнения некоторых эстрадных актеров.

В 1931 году С. В. Образцов создал уникальный театр кукол, и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

Актёр-кукловод в спектаклях, поставленных С. В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный анализ, метод физических действий, Образцов-режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актёром художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом. Режиссёрское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции ширмы и декораций, «анатомии» кукол.

Система режиссёрской, актёрской работы, изложенная С. В. Образцовым в его книгах «Актёр с куклой» (1938), «Моя профессия» (1950) – уникальный документ эпохи. Своё богатейшее литературно-теоретическое наследие он завещал нам также в книгах: «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон» (1956), «Театр китайского народа» и др. Все эти книги хранятся в библиотеке театра.

Сергей Владимирович – создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Невероятная правда», «Кому он нужен, этот Васька». Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.

Образцов был убеждён в том, что искусство – самый великий дипломат, способный сблизить интересы разных народов, разделённых тысячами километров. Он доказал это всей своей жизнью, являясь выдающимся общественным деятелем, видным учёным – членом-корреспондентом Берлинской Академии искусств (1955).

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.

Ушёл из жизни 8 мая 1992 года в Москве.