16.05.20 Ночь музеев – 2020. Плакат «Родина-мать зовет!» как символ Победы (Библиотека им. А. М. Горького)

Плакаты Великой Отечественной стали яркими символами будущей Победы! В самых наглядных образах они показывали ужас войны и бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир, и были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио.

Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны. Меткие, как пули, эти образы с первого взгляда врезаются в сознание.

Одним из самых значительных плакатов в период Великой Отечественной войны, известным до сих пор, был «Родина-мать зовет!». На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга». Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.

«Родина-мать зовет» размером во всю стену сразу же появилась напротив здания телеграфа. Она призывала и воодушевляла. В городах висели огромные копии плаката, а на фронт бойцы забирали маленькие листовки, носили их в нагрудном кармане, приклеивали к самолетам и танкам.

Художник, ставший автором самого известного постера, Ираклий Тоидзе. История плаката началась в 1941 году. Сразу после услышанного 22 июня сообщения от Совинформбюро автор приступил к его созданию. Уже к июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины. Его популярность мгновенно охватила всю страну.

Позировала художнику его жена – Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции женщины. После услышанного сообщения она вбежала в дом, испуганная, и с криком произнесла: «Война!». В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться. Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновил художника на создание плаката. Тогда Тамаре было 37 лет, однако выглядела она гораздо моложе. Ираклий Тоидзе изобразил жену более суровой и старше своих лет для придания образу некой мощности и защищенности.

Через сутки плакат был уже готов. Первый тираж – более миллиона экземпляров – разлетелся по стране с огромной скоростью.

904