30.09.20. Секреты выбора профессии: библиотерапия по рассказу Дины Рубиной «Все тот же сон»

«Секреты выбора профессии»

Библиотерапия по рассказу Дины Рубиной «Все тот же сон»

Каждый из нас сталкивался с проблемой выбора профессии: сначала для себя, затем помогаем ее выбрать своим детям. Но, даже выбрав профессию и проработав в ней много лет, некоторые задумываются: а то ли они выбрали? А может их предназначение в другом?

Специалисты-психологи тоже ломают головы при создании тестов и универсальной формулы для выбора профессии. Ведь так хочется прийти пару раз к психологу, ответить на необходимые вопросы и выйти с готовым правильным решением. Но выбор на то и выбор, что в нем помимо формул, тестов замешано что-то еще, это «что-то еще» так хочется уловить и дать этому определение.

Вот, например, герой рассказа Дины Рубиной «Все тот же сон» Сенька Плоткин не проходил никаких тестов, не знал, чего он хочет, а так точно попал в профессию.

В рассказах Дины Рубиной мы наблюдаем интерес к тонкостям мастерства – актерского, живописного, музыкального, педагогического, режиссерского, медицинского, литературного. Сегодня мы поговорим о рассказе «Все тот же сон!..», в котором речь идет о профессии актера, режиссера, о том, что помогло однокласснику героини достичь совершенства в исполнении роли. Чудо обретения самого себя, вдруг нашедшего призвание.

Совершенно неожиданно проявился талант у Сеньки Плоткина. С первого класса он доставлял массу неудобств учителям, и одни его проказы сменялись на другие. Но взрослые взялись за его воспитание и, при распределении ролей в детской пьесе, посчитали, что лучше Пушкина на него никто не повлияет. И дали ему роль монаха Пимена из Бориса Годунова.

Он был приперт к стенке, и ему ничего не оставалось, как сунуть голову в хомут постылой роли.

С самого начала Сенька был демонстративно безразличен и туп. Однако от репетиции к репетиции Сенька начал воодушевляться. Стал читать книги в библиотеке: «Бориса Годунова» Пушкина, историческую литературу, проникся в образ Пимена, дал этому образу свою личностную интерпретацию.

Его партнер по сцене, девочка тринадцати лет, которая играла Григория, наблюдала все преображения Сеньки, и открытия, которые она делала, наблюдая за Сенькой, приводили ее в восторг.

«Не знаю, понимала ли я тогда, что присутствую при пробуждении таланта, но я была подавлена тем, как близко к сердцу Сенька принял вымысел. Пусть даже и пушкинский вымысел.

Это не Сенька – шпана и неуч, книгу в руки не бравший, – протестовал против исторической несправедливости, это талант его пробудился и требовал правды. Собственно, в этом и была разница между талантом и бесталанностью – Сенька в вымысле жить желал подлинной жизнью, а реальность собственного существования – двойки, замечания, угроза вылететь из школы — волновала его куда меньше. Я же хорошо артикулировала. Вот и все...».

Все закончилось тем, что Сенька окончил театральный институт и стал режиссером.

И главные слова, которые сказал Сенька в конце рассказа: «Я был влюблен в тебя. Ради тебя я согласился сыграть Пимена».

Недаром в юношеском возрасте все так тесно взаимосвязано: и первая влюбленность, и выбор профессии, и поиск друга.

Главный герой книги не находился в режиме поиска профессии – просто радостно и активно жил школьной жизнью, а школа, в свою очередь, стала ему площадкой для поиска себя.

901