МУК ЦБС
ГОРОДА
КРАСНОДАРА
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
«Секреты выбора профессии»
Библиотерапия по рассказу Дины Рубиной «Все тот же сон»
Каждый из нас сталкивался с проблемой выбора профессии: сначала для себя, затем помогаем ее выбрать своим детям. Но, даже выбрав профессию и проработав в ней много лет, некоторые задумываются: а то ли они выбрали? А может их предназначение в другом?
Специалисты-психологи тоже ломают головы при создании тестов и универсальной формулы для выбора профессии. Ведь так хочется прийти пару раз к психологу, ответить на необходимые вопросы и выйти с готовым правильным решением. Но выбор на то и выбор, что в нем помимо формул, тестов замешано что-то еще, это «что-то еще» так хочется уловить и дать этому определение.
Вот, например, герой рассказа Дины Рубиной «Все тот же сон» Сенька Плоткин не проходил никаких тестов, не знал, чего он хочет, а так точно попал в профессию.
В рассказах Дины Рубиной мы наблюдаем интерес к тонкостям мастерства – актерского, живописного, музыкального, педагогического, режиссерского, медицинского, литературного. Сегодня мы поговорим о рассказе «Все тот же сон!..», в котором речь идет о профессии актера, режиссера, о том, что помогло однокласснику героини достичь совершенства в исполнении роли. Чудо обретения самого себя, вдруг нашедшего призвание.
Совершенно неожиданно проявился талант у Сеньки Плоткина. С первого класса он доставлял массу неудобств учителям, и одни его проказы сменялись на другие. Но взрослые взялись за его воспитание и, при распределении ролей в детской пьесе, посчитали, что лучше Пушкина на него никто не повлияет. И дали ему роль монаха Пимена из Бориса Годунова.
Он был приперт к стенке, и ему ничего не оставалось, как сунуть голову в хомут постылой роли.
С самого начала Сенька был демонстративно безразличен и туп. Однако от репетиции к репетиции Сенька начал воодушевляться. Стал читать книги в библиотеке: «Бориса Годунова» Пушкина, историческую литературу, проникся в образ Пимена, дал этому образу свою личностную интерпретацию.
Его партнер по сцене, девочка тринадцати лет, которая играла Григория, наблюдала все преображения Сеньки, и открытия, которые она делала, наблюдая за Сенькой, приводили ее в восторг.
«Не знаю, понимала ли я тогда, что присутствую при пробуждении таланта, но я была подавлена тем, как близко к сердцу Сенька принял вымысел. Пусть даже и пушкинский вымысел.
Это не Сенька – шпана и неуч, книгу в руки не бравший, – протестовал против исторической несправедливости, это талант его пробудился и требовал правды. Собственно, в этом и была разница между талантом и бесталанностью – Сенька в вымысле жить желал подлинной жизнью, а реальность собственного существования – двойки, замечания, угроза вылететь из школы — волновала его куда меньше. Я же хорошо артикулировала. Вот и все...».
Все закончилось тем, что Сенька окончил театральный институт и стал режиссером.
И главные слова, которые сказал Сенька в конце рассказа: «Я был влюблен в тебя. Ради тебя я согласился сыграть Пимена».
Недаром в юношеском возрасте все так тесно взаимосвязано: и первая влюбленность, и выбор профессии, и поиск друга.
Главный герой книги не находился в режиме поиска профессии – просто радостно и активно жил школьной жизнью, а школа, в свою очередь, стала ему площадкой для поиска себя.