18.05.22 «Властелин вселенной фэнтези»: итоги творческого онлайн-конкурса к 130-летию со дня рождения Д. Р. Р. Толкина (ИМО, ЦГБ им. Н. А. Некрасова)

Подведены итоги творческого онлайн-конкурса, посвященного 130-летию со дня рождения Д. Р. Р. Толкина, среди читателей молодежного возраста.

Участники конкурса приятно порадовали своим творчеством. На суд жюри представлено много достойных работ, среди которых сложно было выбрать лучшие.

С огромным удовольствием представляем победителей в каждой номинации:

 

– «Средиземье Толкина в кадре» – конкурс фотографий:

Диплом I степени – Зиновьева Марина Владимировна, г. Москва

Диплом II степени – Шеуджен Наина Хусеновна – читатель ЦГДБ им. В. Б. Бакалдина (филиала № 9)

Диплом III степени – Панченко Екатерина Андреевна – читатель Библиотеки им. Н. А. Добролюбова (филиала № 11)

 

– «Поэтический мир Толкина» – конкурс видеороликов:

Диплом I степени – Болдырева Анастасия Владимировна, читатель Детской библиотеки им. А. П. Гайдара (филиала № 3)

Диплом II степени – Панченко Екатерина Андреевна – читатель Библиотеки им. Н. А. Добролюбова (филиала № 11)

Диплом III степени – Валиева Ольга Александровна – читатель библиотеки-филиала № 38

 

– «Любимый герой Толкина» – конкурс эссе:

Диплом I степени – Шеуджен Наина Хусеновна, читатель ЦГДБ им. В. Б. Бакалдина (филиала № 9)

Диплом II степени – Шатыко Виктория Дмитриевна – читатель Библиотеки-клуба им. А. Д. Знаменского (филиала № 30)

 

– «Мир Средиземья» – конкурс рисунков:

Диплом I степени – Якунина Анна Максимовна, читатель Библиотеки им. Н. В. Гоголя (филиала № 5)

Диплом II степени – Воронина Марина Сергеевна – читатель Библиотеки-клуба им. А. Д. Знаменского (филиала № 30)

Диплом III степени – Шаповалова Анна Владимировна – читатель Библиотеки им. А. И. Герцена (филиала № 4)

 

Поздравляем победителей! Благодарим всех за участие!

Предлагаем познакомиться с работами победителей.


001
05
Анна Якунина «Владыка эльфов»
06
Марина Зиновьева «Последний Сильмарилл»

Номинация «Любимый герой Толкина»

Эссе

«Персонажи мира Средиземья: актуальность, значение и роль»

«Когда я умру, то отправлюсь в Средиземье»

Джордж Мартин, писатель

В 1937 году Джон Р. Р. Толкин позволил миру увидеть произведение, ставшее не просто культовым, а положившее начало целому культурному течению, и послужившее вдохновением для множества других произведений жанра фэнтези. Профессор придал сказочным сюжетам и мифам совершенно новый облик, который не теряет актуальности и сейчас. Писатель вдохновлялся кельтской и скандинавской мифологией и создал мир, настолько подробно описанный, что невольно веришь в его существование. Кажется, что Дж. Толкин просто описывает историю некогда существовавшего континента, а не придумывает ее.

Но от большинства произведений жанра фэнтези «Хоббит» и «Властелин Колец» отличаются не только подробнейшей историей и наличием собственных языков (квэнья, синдарин и др.) со своими грамматическими законами и орфографией. В произведениях Толкина мы смотрим на мир не глазами Избранного, храбрейшего и сильнейшего, или прекрасной дамы, в которой неожиданно пробуждаются магические силы. Нет, мы смотрим на мир глазами обычного маленького существа – Бильбо в «Хоббите» и Фродо во «Властелине Колец». Они привыкли к домашнему уюту, вкусной еде и милому саду. Они не колдуны и не воины. Хоббиту помогает лишь его смекалка, доброе сердце и, конечно, друзья.

В мире Толкина добро побеждает, потому что оно не одиноко. Каждый персонаж здесь, даже с первого взгляда незначительный, играет огромную роль в истории. «В одиночку начать историю невозможно: даже самый великий и могучий герой способен внести лишь крохотный вклад в историю, которая изменяет мир». Каждый герой олицетворяет собой какой-то жизненный урок.

Поэтому мне так трудно выделить любимого героя. К тому же, «Властелин Колец» – это эпопея из моего детства, я умудрялась и влюбляться в персонажей (например, в Леголаса), и до икоты пугаться назгулов. Кроме того, в настоящее время, после выхода великолепной кинотрилогии Питера Джексона «Властелин Колец», а чуть позже и «Хоббит», сложно разделить фильмы и книги про Средиземье, даже если персонажи фильмов сильно отличаются от своих литературных прототипов.

Однако, мне все же хотелось бы отметить троих любимых героев: Гендальфа, Сэма и Арвен.

Маг Гендальф – это образ мудреца, наставника, находящегося на границе между земным и духовным. Гендальф не человек, он майа, некий аналог ангела, посланный в мир смертных в теле старика для помощи, его тело подвержено слабости, как тела смертных, это было сделано для того, чтобы майа понимал земные народы и действовал только советом, а не силой. Однако напрямую в «Хоббите» или «Властелине колец» о природе этого персонажа не говорится, акцент на этом не делают, ведь «Хоббит» изначально задумывался как сказка для детей, и в ней Гендальф был просто мудрым старцем, другом и помощником. Да и не важно его происхождение для понимания главного посыла этого героя. Он готов отказаться от силы и власти, готов пожертвовать собой ради высшей цели, ради победы добра, ради спасения друзей – что он и сделал в битве с балрогом. А то, что он после этого воскрес более могущественным, и теперь его серая борода и одежда стали белыми, это лишь подчеркивает – нет, не его божественное начало – а торжество добра, силу самопожертвования.

Гендальф временами суров, ворчлив, даже грубоват, саркастичен. «Я просто говорил вслух сам с собой. Стариковский обычай: избирай собеседником мудрейшего». Но когда я размышляю, у кого из литературных героев хотела бы попросить совета, то одним из первых на ум приходит этот мудрый и добрый маг. «Но скажу тебе вот что: я не владею королевствами – ни Гондорским и никаким другим, ни большим, ни малым. Я просто пекусь обо всем, что есть на свете доброго и чему в нашем сегодняшнем мире грозит опасность. Гондор может погибнуть, но я не назову себя побежденным, если хоть что-нибудь продержится до утра, чтобы расцвести и дать добрый плод грядущим временам».

Второй персонаж, которого я хочу отметить – хоббит Сэм, друг и садовник Фродо. Именно его, а не Фродо, сам Толкин называл настоящим главным героем эпопеи. Верный, храбрый, добрый, умеющий прощать… и все же он на первый взгляд не тянет на главного героя. Ведь таковым привыкли видеть красавца-рыцаря, мастера меча и лука, любимца женщин и грозу злодеев. Но доброта, внутренняя сила, безграничная преданность и самоотверженность делают Сэма действительно достойным звания главного героя.

Эльфийка Арвен, Вечерняя Звезда эльфов, запомнилась, прежде всего, своей любовью и умением ждать и верить. Фильмы Питера Джексона сделали этот образ поистине незабываемым благодаря неземной красоте актрисы Лив Тайлер и расширению истории любви Арвен и Арагорна (за основу были взяты не только книги, но также дневники и письма Профессора). Ради Арагорна Арвен отказалась от бессмертия, она верила в него и его предназначение, поддерживала и ждала годами.

Каждый персонаж Средиземья, и положительный, и отрицательный, несет в себе глубокий гуманистический смысл.

Будь то Гимли и Леголас, ставшие лучшими друзьями, несмотря на многовековую вражду их народов, и пронесшие эту дружбу через всю жизнь.

Или леди Эовин, решившая защищать родину наравне с мужчинами.

Или Голлум, не сумевший побороть свою темную сторону, но даже это в конце концов сыграло огромную роль в спасении мира. Ведь как говорит Гендальф: «Часто злодей сам себя губит и против воли служит добру».

В условиях современного мира, где мы так нуждаемся в героях и подвигах, в самоотверженной дружбе и верности долгу, мы находим все это в книгах ДЖ. Р. Р. Толкина, погружаясь в них с головой. Может, еще и поэтому мир Средиземья не отпускает поклонников десятилетиями, заставляя снимать все новые фильмы, писать фанфикшн, устраивать костюмированные фестивали, рисовать фан-арт. Мы пытаемся ненадолго уйти от задымленной многоэтажной реальности и отправиться искать волшебные приключения и вечную любовь на страницах книги.

В завершение мне хотелось бы привести строки из произведения Владимира Высоцкого «Баллады о времени», которые как нельзя лучше объясняют актуальность и популярность мира Дж. Р. Р. Толкина, вторят гуманистическому смыслу его произведений и поддерживают идею моего эссе.

Ныне, присно, во веки веков, старина, –

И цена есть цена,

и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром –

В прошлом, будущем и настоящем!