Календари

Писатели-юбиляры Май 2024 года

1 мая
Виктор Астафьев

Виктор Астафьев

Обложка Обложка

Виктор Астафьев
1 мая 1924 – 29 ноября 2001

Биография

Виктор Астафьев

Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).

Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать погибла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом. После выпуска из интерната Астафьев переезжает в Красноярск, где поступает в железнодорожную школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). По окончании учебы получил профессию сцепщика и устроился работать на железную дорогу. Так началась его трудовая биография.

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943-м отправился воевать. Участвовал в боевых операциях на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Польши. До конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился на Марии Корякиной (в дальнейшем вслед за мужем тоже начала писать), вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, будущий писатель сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако, кроме работы, Виктор интересовался литературой, даже был постоянным членом литературного кружка.

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга писателя «До будущей весны».

А в 1958-м в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах (1959 – 1961).

Главные темы произведений Астафьева – деревня и война. Также автор пишет и для детей. Все мы со школьной скамьи знаем «Фотографию, на которой меня нет» и «Васюткино озеро».

Астафьев всегда старался говорить со своим читателем начистоту. Писатель одним из первых поднял темы подростковой преступности, существования маргинальных слоев в советском обществе, невероятно точно обозначил проблему жестокости и насилия.

Виктор Петрович был мастером живого литературного языка, поэтому его произведения любили издавать за рубежом. Свыше сотни книг писателя были переведены на 22 языка.

В 1975-м Астафьев получил Государственную премию РСФСР. Этой высокой награды он удостоился за ряд своих работ – «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка». Его роман «Прокляты и убиты» в 1991 году был удостоен премии РФ в области литературы и искусства. Вершина творчества Виктора Астафьева – сборник рассказов «Последний поклон». Это вся его жизненная философия и биография.

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года, похоронен в родном селе Овсянка.

Книги
Обложка

В тайге, у Енисея / рисунки Н. Устинова. – Москва : Малыш, 1986. – 96 с.: ил. – Текст : непосредственный.

Вы погрузитесь в мир первозданной суровой природы. Будете блуждать по тайге, восхищаться силой и мощью Енисея, дрожать под проливным дождем, заблудившись в лесу, и бояться чудовищ, которые мерещатся по ночам в отблеске костра...

Обложка

Васюткино озеро : [рассказы] / художник И. Цыганков. – Москва : АСТ, 2022. – 61, [2] с.: цв. ил. – (Библиотека начальной школы). – Текст : непосредственный.

Автор описывает таёжную жизнь от имени тринадцатилетнего мальчика Васютки. Однажды тот отправился в тайгу и заблудился, но смог преодолеть страх и трудности, испытанные им в одиночестве в тайге. Пять суток он шёл в низовьях Енисея, пока не встретился с людьми. А обнаруженное им никому не известное озеро навсегда назвали Васюткиным.

Обложка

Весёлый солдат : повести / вступительная статья В. Грушко. – Санкт-Петербург : Амфора, 2015. – 540, [2] с. – (Великая Победа). – Текст : непосредственный.

Повесть «Весёлый солдат» написана спустя более полувека после Великой Победы. Это – война глазами писателя, его опыт, его правда, выстраданная, по словам автора, не за столом, а всей жизнью и кровью. Это лепта, которую Астафьев внёс в литературу, «достойную того страшного, мир сотрясшего и переворотившего события, каким была прошлая мировая война».

Обложка

Где-то гремит война ; Звездопад : повести. – Москва, 2020. – 190, [2] с. – (Малая избранная классика). – Текст : непосредственный.

«Где-то гремит война», которая коснулась всех и каждого – и тех, кто сражается в бою, и тех, кто остался в тылу. Юноша из далекой от линии фронта деревни и его родные живут своей, казалось бы, мирной жизнью, с ее простыми радостями и горестями – однако эхо войны и их не обходит стороной. И вроде бы быт прежний – и дела, и праздники, но что-то изменилось, и уже никогда не будет так, как раньше…

Обложка

Конь с розовой гривой : [рассказы] / художник И. Цыганков. – Москва : АСТ, 2022. – 61, [2] с. : цв. ил. – (Библиотека начальной школы). – Текст : непосредственный.

Рассказ повествует об одном эпизоде из детства мальчика, заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают в жадности.

Обложка

Кража : повесть / рисунки Ю. Шабанова. – Ленинград : Детская литература, 1979. – 237, [2] с. : ил. – Текст : непосредственный.

В повести действие происходит в 30-х годах. Трое мальчишек крадутся по заснеженному двору, чтобы под покровом ночи пробраться в помещение, где еще днем они все подготовили и открыли окно. Ребята возвращаются в свою ночлежку. Все позади, и они предвкушают, как сейчас будут наслаждаться тем, что украли, и долго-долго читать. Объектом преступления стала местная библиотека…

Обложка

Пастух и пастушка : Современная пастораль. – Москва : Либри пэр бамбини, 2019. – 142, [1] с. – (Школьная библиотека). – Текст : непосредственный.

Повесть «Пастух и пастушка» – одна из самых «трудных и больнее доставшихся ему вещей», дань памяти тем, кто не вернулся. Война представлена здесь без всякой романтики, через грязь, жестокость, исковерканные судьбы и попытки выжить в самых немыслимых обстоятельствах. Но и в таких условиях существуют и милосердие, и любовь. Автор в своем произведении соединяет, казалось бы, несоединимые вещи: возвышенную сентиментальность пасторали и приземленность военных будней.

Обложка

Перевал; Кража : Повести. – Москва : Детская литература, 1988. – 303 с. – (Школьная библиотека). – Текст : непосредственный.

История одиннадцатилетнего подростка Ильки Верстакова из таёжного посёлка Шипичихи, который бежит из дому от нелёгкой жизни, пропадает несколько дней в тайге и, наконец, пристаёт к лесосплавщикам – грубоватым, но хорошим и душевным людям, с которыми и плывёт вниз по Маре-реке – на простор, в другую жизнь.

Обложка

Последний поклон : повесть. – Москва : Детская литература, 1983. – 287 с. – (Школьная библиотека). – Текст : непосредственный.

Цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. Автор описывает жизнь своего народа на протяжении 30–90-х годов XX века. В повестях и рассказах – благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни.

Обложка

Стрижонок Скрип : рассказы / художник Н. Устинов. – Москва : Махаон, 2013. – 125, [2] с. : цв. ил. – (Библиотека детской классики). – Текст : непосредственный.

Стрижонок жил в норке вместе с матерью и другими птенцами. Отца его убили из рогатки, мать одна вскармливала свой выводок. В один из дней мать-стрижиху унёс в когтях сокол. Её птенцы остались одни в норке...

Обложка

Тают снега : [роман]. – Москва : Комсомольская правда : ДиректМедиа, 2016. – 413, [2] с. – (История России в романах ; т. 98). – Текст : непосредственный.

Роман «Тают снега» посвящен сложному послевоенному восстановлению сельского хозяйства в уральской глубинке.
В колхоз на должность агронома приезжает молодая женщина с ребенком и в первый же день узнает в директоре отца своего восьмилетнего сынишки. Но прошлое остается в прошлом, и она, молодой специалист сельского хозяйства, отлаживает колхозные дела и строит свою жизнь, обретая надежду на счастье.

Обложка

Царь-рыба : повествование в рассказах / В. Астафьев. – СПб. : Лениздат, 2014. – 510, [1] с. – (Лениздат-Классика). – Текст : непосредственный.

Некогда старый рыбак наставлял деревенскую молодежь, рассказывая ей старинную притчу о гигантской «царь-рыбе», обитающей в местных водах: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды – отпушшайте сразу».

Скульптура Царь-рыба
Обложка

Скульптура Царь-рыба

Памятник установлен на смотровой площадке у реки Енисей, с которой хорошо видна небольшая деревушка Овсянка, где родился, жил и работал писатель Виктор Петрович Астафьев (1924–2001), автор повести «Царь-рыба». Установлен памятник в 2004 году, к 80-летию писателя.

Фильмы, снятые по мотивам произведений Виктора Астафьева
отсканируй QR-КОД или пройди по активной ссылке для просмотра фильмов

QR-код

- 1978 год – «Сюда не залетали чайки»», режиссер Б. Мансуров.

По мотивам повести Виктора Астафьева «Перевал». Сибирь, лето 1935 года. Десятилетний Илька убегает из дома от мачехи и примыкает к артели сплавщиков леса по реке Мане. Здесь маленький герой обучается опасному ремеслу и обретает друзей.

https://www.youtube.com/watch?v=LsgDXRfffYY

QR-код

- 1979 год – «Таежная повесть», режиссер В. Фетин.

Мелодрама-притча по рассказу «Сон о белых горах» из повествования в рассказах «Царь-рыба» Виктора Астафьева. Охотник-промысловик Аким, отправившись на зимовье в глухую тайгу, находит в охотничьей избушке умирающую девушку. Аким выхаживает девушку, забывая о промысле. Постепенно между этими абсолютно разными людьми возникает глубокое чувство. Но под силу ли ему преодолеть ту пропасть, которая пролегла между охотником и городской жительницей…

https://www.youtube.com/watch?v=L5kQNm8mkZQ

QR-код

- 1983 год – «Дважды рожденный», режиссер А. Сиренко.

Военная драма. Весна 1942 года. Маленький пароход с ранеными оказался под обстрелом немецкого самолета. В живых остался только один солдат, за которым началась изнурительная погоня немецкого пилота…

https://www.youtube.com/watch?v=vdNzoMNACWc

QR-код

- 1983 год – «Ненаглядный мой», режиссер А. Войтецкий.

Фильм снят по мотивам рассказа Виктора Астафьева «Тревожный сон». Фаина вышла замуж за горячо любимого человека. Вместе они прожили счастливую, но недолгую жизнь. Недолгую из-за того, что муж ушел на фронт, где и пропал без вести…

https://www.youtube.com/watch?v=f88Q_3fPxG4

QR-код

- 1986 год – «Где-то гремит война», режиссер А. Войтецкий.

Фильм по мотивам романа В. Астафьева «Последний поклон». В центре сюжета – семнадцатилетний Митя Ненашкин, который отправился добровольцем на фронт. Война застала парня в далеком тылу в Сибири. История о тяготах и потерях, выпавших на долю героя, и людях, готовых оказать помощь и отдать последнее в тяжелое для всех время.

https://www.youtube.com/watch?v=gXmk_aPgcUw

Уильям Шекспир

Обложка Обложка

Уильям Шекспир
23 апреля 1564 года – 23 апреля 1616 года

Биография

Уильям Шекспир

Дата рождения Уильяма Шекспира – одна из загадок истории. Историки склоняются к дате 23 апреля 1564 года. Достоверно известно, что писателя крестили 26 апреля в Великобритании в городе Стратфорд-на-Эйвоне. Примечательно, что умер Шекспир 23 апреля.

Отец – Джон Шекспир, зажиточный ремесленник. Принимал активное участие в жизни города, был не единожды избранным на разные общественные должности. Также о нем известно, что он не ходил на церковные собрания, за что платил большие штрафы. Это послужило поводом предположить, что Джон Шекспир был тайным католиком.

Мать – Мэри Шекспир (в девичестве Арден), представительница одного из старейших саксонских родов. Вышла замуж за Джона и родила ему восьмерых детей. Уильям стал третьим.

Маленький Шекспир был причислен к школе родного городка. Он с детства неплохо владел латынью, а еще древнегреческим. Участвовал в театральных постановках. В подростковые годы Уильям ходил в Стратфордскую Королевскую школу. В данный период он увлекся древнеримской поэзией, существенно расширил границы своего кругозора.

Шекспир обзаводится собственной семьей в довольно юном возрасте – в 18 лет. Его избранницей стала Энн Хатауэй, дочь землевладельца. Девушка была старше Уильяма на 8 лет. В 1582 году состоялась их женитьба. На момент регистрации брака Энн уже ждала ребенка.

Когда Уильяму было 20 лет, он вместе с семьей переехал в Лондон. Молодой мужчина устроился разнорабочим в театр. Чтобы нормально жить, ему приходилось соглашаться там на любую работу. Со временем, заметив рвение молодого Уильяма, ему все же стали доверять играть небольшие роли.

В 1594 году к Уильяму пришло первое богатство. Он вступил в театральное объединение «Слуги лорда». Затем сумел войти в число соучредителей. Постановки объединения имели огромный успех. Актеры разбогатели и смогли позволить себе отстроить театр «Глобус». Этому театру благоволила сама Елизавета Первая. Объединение с дозволения королевы переименовало себя в «Слуги Короля». На этой работе Уильям выступал и драматургом, и актером, исполняя главные роли в своих работах самостоятельно. Произведения, сотканные Шекспиром с помощью английского языка, стали бескрайним морем, питающим бессмертные реки мировой литературы.

Все работы Уильяма уникальны, обладают разными жанрами и различным характером написания. Комедии в стиле эпохи Возрождения, трагедии и драмы были излюбленными стилевыми направлениями автора. «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» были написаны драматургом специально для театральных подмостков. Эти работы обладают живостью стиха и захватывающими сюжетами, которые остаются актуальными даже сегодня. Сонеты Шекспира уже в 19 веке были разобраны на цитаты. Бессмертным имя писателя сделали такие работы, как «Макбет», «Король лир», а также «Гамлет» и «Отелло». «Гамлет», на сегодняшний день, входит в школьную программу многих стран.

Благодаря вышеперечисленным произведениям «Глобус» стал одним из самых посещаемых театров Лондона. Благосостояние самого автора и соучредителей театра именно из-за этих работ выросло минимум вдвое. Сказочные сюжеты появились у Уильяма Шекспира на закате его жизни и карьеры. Например, «Зимняя сказка» имеет те уникальные черты соединения трагедии, комедии и мистики, которые были диковинкой для века драматурга.

Еще при жизни Уильяма многие его работы были изданы, превращены в сборники и отдельные печатные издания. После кончины поэта и литератора свет увидели другие произведения: сонеты, короткие пьесы, стихи. Примечательно, что кроме завещания мир так и не увидел ни одной рукописи поэта.

В 1613 году писатель уезжает из Лондона в свое родовое гнездо. Перед отъездом он помогает своему другу в суде, приобретает еще один особняк и оплачивает себе место в усыпальнице церкви Святой Троицы, чтобы его похоронили там после смерти. В последние годы почерк писателя сильно изменился. Есть мнение, что писатель болел странной лихорадкой. За несколько лет до собственной смерти Уильям оставляет завещание, где указывает главной наследницей старшую дочь. Умер великий творец пьес и стихов в 1616 году.

Дом, в котором провел детство Уильям Шекспир, сейчас является музеем и одним из достояний Великой Британии. Дом-музей находится в городе Стратфорде на улице Хенли.

Книги
Обложка

Антоний и Клеопатра : трагедия, комедии : перевод с английского. – Москва : Комсомол. правда : ДиректМедиа, 2015. – 365, [2] с. – (Великие произведения о любви ; т. 13). – Текст : непосредственный.

Блестящий военачальник Антоний уже забросил дела, забыл о долге, войске и Октавиане. И вдруг узнал, что враги подступают к Риму…

Обложка

Гамлет : трагедия / перевод с английского М. Вронченко ; иллюстрации Э. Делакруа]. – Москва : Искателькнига, 2020. – 142 с. : ил. – (Школьная классика). – Текст : непосредственный.

Трагедия Шекспира навсегда вошла в канон мировой литературы. По сей день постановки не сходят со сцены, и любой актер мечтает исполнить знаменитый монолог Гамлета. Трагедия датского королевства и сейчас волнует зрителей и читателей – ведь в ней затронуты вечные темы: любовь и предательство, обман и поиск справедливости, месть и боязнь сделать решительный шаг.

Обложка

Король Лир : трагедии : [перевод с английского] / вступительная статья В. Татаринова. – Москва : Эксмо, 2006. – 634, [2] с. : ил. – (Зарубежная классика). – Текст : непосредственный.

«Король Лир» – о несчастном безумном властителе древнего Уэссекса Лире, разделившем королевство между двумя неблагодарными дочками, изгнавшем третью за неумение лицемерно льстить и впоследствии горько раскаявшемся в своих необдуманных решениях.

Обложка

Отелло : Трагедия / перевод с английского П. Вейнберга. – Санкт-Петербург : Кристалл, 2003. – 221 с. – (Старый стиль). – Текст : непосредственный.

В основе сюжета лежит история, рассказывающая о судьбе мавра Отелло – талантливого полководца. Из ревности он убивает свою жену Дездемону, поверив в ее измену.

Обложка

Ромео и Джульетта ; Сонеты : [перевод с английского]. – Москва : Либри пэр бамбини, 2020. – 157, [2] с. – (Школьная классика). – Текст : непосредственный.

Ромео и Джульетта – юные герои самой печальной романтической истории, покорившей сердца миллионов читателей всего мира, – стали символом верности, преданности и чистой любви, неподвластной не только времени, но самой и смерти. Влюбленные погибают, не желая отказываться от своих чувств и стремления к счастью, но эта трагедия является торжеством искренней любви и веры в будущее, моральной победой над общественными предрассудками и устоями.

Обложка

Юлий Цезарь ; Антоний и Клеопатра ; Трагедия о Кориолане [и др.] : [перевод c английского]. – Москва : Альфа-книга, 2013. – 503, [2] с. – (Собрание мировой классики). – Текст : непосредственный.

Трагедия «Юлий Цезарь» посвящена одному из самых драматических моментов римской истории – заговору и убийству Цезаря. Время заката Республики требовало перемен. Шекспир выводит на сцену две сильные личности – Цезаря и Брута, они борются за власть. Друзья и враги меняются местами, интриги, коварство, кровь – вот мир патрицианской верхушки Рима, где цена человеческой жизни – ничто, если цель – безграничная власть.

Интересные факты

Факт 1.
В завещании автора содержится его единственный автограф, дошедший до нашего времени.

Факт 2.
За свою творческую жизнь драматург придумал 1700 новых слов.

Факт 3.
В переводе с английского фамилия «Шекспир» означает «потрясающий копьем». Копьем Шекспир не тряс, но пером владел мастерски!

Факт 4.
Некоторые историки считают, будто бы некоторые произведения Шекспир писал не сам, ему помогали другие авторы.

Факт 5.
Пьесы Шекспира очень нравились королеве Елизавете I, она часто приглашала труппу актеров к себе во дворец.

Факт 6.
После написания произведения Шекспир никогда не исправлял ни единой строчки.

Факт 7.
Сказать, как выглядел драматург, точно нельзя. До нас не дошло ни одного портрета, написанного при его жизни.

Факт 8.
После публикации «Ромео и Джульетты» другие драматурги также стали писать о любви и романтических отношениях.

Факт 9.
Именно после смерти произведения Шекспира были оценены по достоинству. Через 100 с лишним лет книги стали переводить на все доступные языки в мире.

Факт 10.
Кроме литературного таланта, у Шекспира была способность к иностранным языкам и отменная память. Он знал французский, итальянский и испанский языки.

Олег Раин

Обложка Обложка

Олег Раин
26 апреля 1964 года

Биография

Олег Раин

Олег Раин (настоящее имя Андрей Олегович Щупов) – русский писатель, автор боевиков, фантастических произведений, пьес, книг для детей и подростков, инженер.

Андрей Щупов родился 26 апреля 1964 года в Екатеринбурге. Там же учился в специализированной английской школе № 99. Учёбе не уделял особого внимания, однако школу окончил с хорошими оценками.

В 1981 году поступил в Уральский электрoмехaнический институт инженерoв железнoдoрoжного транспортa (УЭМИИТ, с 1994 года – Уральский государственный университет путей сообщения) на электротехнический факультет. В институте полюбил математику, побеждал в математических олимпиадах, а также в олимпиадах по английскому языку. Увлёкшись подводным плаванием, ездил в экспедиции, изучавшие флору и фауну Чёрного, Японского, Балтийского морей. Занимался боксом.

В 1986 году начал работать во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) инженером-настройщиком диагностической аппаратуры, много ездил по стране.

Писать Андрей Щупов начал на втором курсе института. Самым первым сочинением был фантастико-приключенческий роман, действие которого происходило в океанических глубинах. Проба пера опубликована не была.

Литературный дебют А. О. Щупова состоялся в 1988 году: газета «Наука Урала» (№ 25) разместила на своих страницах фантастический рассказ «Есть Контакт!».

В 1989 году в сборнике фантастики «Поиск-89» (Средне-Уральское книжное издательство) были напечатаны рассказы «Закрой Глаза» и «Атавизм». Это стало первой книжной публикацией произведений А. О. Щупова.

В 1990 году Щупов ушёл с прежней работы, решив заниматься только литературой. Чтобы иметь средства к существованию, освоил несколько новых профессий: был охранником, грузчиком, строителем, настройщиком музыкальных инструментов, спортивным массажистом, директором фотостудии.

Серьёзной попыткой А. О. Щупова-писателя стала повесть о любви под названием «Гороскоп для двоих». Работа над повестью шла медленно: очень мешали реалии не самого благополучного района, где жил тогда Щупов. В ситуацию вмешался случай: на глаза начинающему литератору попалось объявление о конкурсе на лучший российский детектив, который проводили Ю. С. Семенов и издательство «ДЭМ». Щупов решительно трансформировал лирическую повесть в детектив с элементами боевика. Так появился «Звериный круг». В 1992 году роман получил премию «ДЭМ», а в 1997-м был выпущен издательством «Калан» (г. Каменск-Уральский) в серии «Беспредел». С тех пор Щупов написал около двух десятков триллеров. Они выходили в московских издательствах «ЭКСМО», «Центрполиграф», «АСТ-Пресс», в сериях «Абсолютное оружие», «Чёрная метка», «Криминальный боевик», «Мы из спецназа», «Обожжённые зоной». Многие неоднократно переиздавались. Несмотря на успех своих детективов и боевиков А. О. Щупов всегда отдавал предпочтение фантастике.

В 1994 году в издательстве «Тезис» (Екатеринбург) увидела свет первая книга А. О. Щупова – сборник фантастических повестей «Холод Малиогонта». Сборник номинировался на премию «Старт» (вручается писателям-фантастам за лучшую дебютную книгу, написанную на русском языке, на ежегодном фестивале фантастики «Аэлита» в Екатеринбурге). В 1996 году вошедшая в «Холод Малиогонта» повесть «Доноры» номинировалась на премии «Бронзовая улитка» и «Интерпресскон».

В 1996 году был издан второй сборник фантастики А. О. Щупова – «То, что хуже чумы». Повести «Мессия» и «Путь» из этого сборника в 1997 году также номинировались на премии «Бронзовая улитка» и «Интерпресскон».

В 2000 году Щупов стал членом Союза российских писателей. В 2003-м был избран в правление екатеринбургского отделения Союза. С 2015 года работает в Правлении СРП.

Одновременно с написанием книг А. О. Щупов сотрудничал с журналами «Приключения и фантастика» (Екатеринбург), «Урал» (Екатеринбург), «НЕВА» (СПб), «Уральский следопыт» (Екатеринбург), «Если» (Москва), «Звёздная дорога» (Москва), «Южная Звезда» (Ставрополь), «Carelia» (Петрозаводск), «Врата Сибири» (Тюмень), «Банзай» (Екатеринбург) и других. В этих изданиях Щупов опубликовал более двухсот статей, рецензий, повестей, рассказов.

Писал радиосценарии и пьесы. В 2007 году мини-пьеса А. О. Щупова «Стрелочка» стала финалистом конкурса пьес «Премьера» и была поставлена в Новосибирске.

В 2017 году в издательстве «Сократ» (Екатеринбург) вышла книга А. О. Щупова «Владислав Крапивин», посвящённая жизни и творчеству корифея отечественной подростковой литературы. В 2018 году книга номинировалась на премию «Интерпресскон», а в 2019-м была удостоена Литературной премии имени И. А. Ефремова.

Андрей Щупов пробовал свои силы и в популярной психологии. Взяв псевдоним Павел Артемьев, он в 2002 году выпустил книгу «Психология самопознания, или Как найти формулу жизни». Впоследствии книга была переиздана.

В 2008 году на литературной сцене появился Олег Раин. Под этим псевдонимом Андрей Щупов стал публиковать художественные произведения для подростков. Фантастические и реалистические, эти повести и романы рассказывают о взрослении современных подростков, о дружбе, первой любви, о справедливости и об ответственности каждого за свои поступки. Олег Раин не так уж и плодовит, зато его книги регулярно побеждают в литературных конкурсах.

Первый же роман Олега Раина – «Слева от Солнца» – в 2008 году получил сразу две награды: Национальную детскую литературную премию «Заветная мечта» (Большая премия, второе место) и Международную детскую литературную премию имени В. П. Крапивина. В 2009 году второй книге Олега Раина, повести «Спасители Ураканда», была присуждена «Алиса», премия за лучшую фантастическую книгу для детей и юношества по версии международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон».

В 2010 году роман «Отроки до потопа» стал обладателем премии имени П. П. Бажова («за художественное осмысление проблем формирования личности современного подростка») и премии «Камертон». До сих пор премию имени П. П. Бажова, существующую с 1999 года, получил только один детский писатель – В. П. Крапивин. Теперь она есть и у Олега Раина.

В 2013-м повесть «Человек дейтерия» принесла автору Литературную премию Уральского Федерального округа, в специальной номинации «За сохранение традиций отечественной детской литературы».

В 2018 году Олег Раин с книгой «ЗБ» стал лауреатом Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков.

Суммарный тираж книг А. О. Щупова давно превысил миллион экземпляров. Популярный автор живёт в родном Екатеринбурге, активно участвуя в культурной жизни города и региона.

В разные годы работал в оргкомитетах фестиваля фантастики «Аэлита», «Я не курю», в жюри премии им. В. П. Крапивина, премии им. П. П. Бажова и многих других литературных конкурсов. Организовывал фотовыставки.

С 2011 года вместе с Содружеством детских писателей Урала и коллективом Областной библиотеки для детей и юношества принимает участие в литературном десанте «Созвездие Урала». Как и в юности, увлекается изучением иностранных языков, музыкой, живописью, подводным плаванием, дельтапланеризмом.

Книги
Обложка

Башня : повесть / иллюстрации Н. Н. Бурдыкиной. – Москва : Детская литература, 2022. – 318 с. : ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – Текст : непосредственный.

У 15-летнего Антона в жизни два главных смысла, две вершины, которыми он дорожит и которые готов защищать. Они обе дороги и необходимы ему.
Одна – вполне реальная – недостроенная в 90-е годы Башня в центре города, «бетонная игла», своеобразный экстрим, оккупированный городской молодёжью. Башня – это опасные подъёмы по старой и ржавой лестнице на высоту в 200 метров, рискованные трюки, преодоление своих страхов и ощущение высоты и полёта. А ещё – это своя «башенная» атмосфера и энергетика, особые отношения с приятелями-руферами, не скованные условностями земного времени и пространства.
Вторая вершина – это Алиса, в которую Антон влюбился, слепая девчонка с другим – внутренним, сердечным – зрением, которым она видит и воспринимает мир ярче, глубже и точнее, чем многие зрячие. Благодаря ей реальность для Антона приобрела множество неизвестных ему ранее красок, оттенков, звуков. По-иному заиграли в его сознании знакомые прежде ценности и смыслы.
Алиса поняла и почувствовала Антона, как никто другой. И он не смог не рассказать ей про Башню, и даже не смог отказать ей в просьбе забраться туда…

Обложка

ЗБ : повесть / иллюстрации Д. Ландонио. – Москва : Детская литература, 2018. – 361 с. : ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – Текст : непосредственный.

ЗБ (заброшенная больница) – самое таинственное место в городе. Там происходят необъяснимые с точки зрения здравого смысла вещи. Кто-то, попав туда, оказывается в своем прошлом, кому-то открывается будущее, а некоторые вообще пропадают бесследно. Временами в пустых коридорах начинают мигать разбитые плафоны, и звучит тихая музыка. Но гораздо чаще в ЗБ что-то горит, рушится и слышны звуки стрельбы.
По мнению 15-летней героини, ЗБ каким-то непостижимым образом отражает все беды и трагедии века нынешнего. И оно же помогает Лерке Аникиной преодолеть полосу неудач, стать мягче и терпимее к окружающим.

Обложка

Остров без пальм : [молодежная романтическая повесть]. – Москва : Аквилегия-М, 2016. – 221, [2] с. – (Современная проза). – Текст : непосредственный.

Как жить, если семья расколота надвое? Если мама и младший брат теперь не с тобой? Надо бороться, решает Ксюша. И уж коли нельзя повлиять на выбор родителей, то можно просто выкрасть любимого братца и поселиться с ним на заброшенном корабле – острове без пальм. Трудно ли быть бунтарём? Да! Но, если рядом друзья и тот, кого любишь, любые преграды преодолимы.

Обложка

Отроки до потопа : [роман]. – Москва : Аквилегия-М, 2016. – 414, [1] с. – Текст : непосредственный.

Остросюжетный роман екатеринбургского писателя Олега Раина «Отроки до потопа» о взрослении героя-подростка, о том, как старшеклассник Сергей Чохов сталкивается с множеством ситуаций, в которых он вынужден делать очень трудный, неудобный, но единственно правильный выбор и нести ответственность за него. Герой учится драться за то, что считает правильным, не молчать, даже если он оказался один против всех, верить в дружбу и любовь, и даже... летать на дельтаплане. В 2010 году за книгу «Отроки до потопа» Олег Раин был удостоен звания лауреата сразу на двух литературных конкурсах – им. П. Бажова и «Камертон».

Обложка

Слева от солнца : [роман]. – Екатеринбург : Сократ, 2008. – 314, [2] с. – (До пятнадцати и старше). – Текст : непосредственный.

Четырнадцатилетний хакер Генка взламывает сервер некой фирмы и попадает в серьёзные неприятности. Ему грозит судебное преследование. Выход один – скрыться из города, пока страсти не улягутся. Генку отправляют в глухую деревню, где нет не только мобильной связи и интернета, но даже электричества. Попав в непривычную ситуацию, мальчик обнаруживает, что в жизни есть много радостей помимо компьютера. Он обретает друзей и недругов и учится ценить каждый прожитый день…

Николай Гоголь

Обложка Обложка

Николай Гоголь
(1 апреля 1809 года – 4 марта 1852 года)

Биография

Николай Гоголь

Родился Николай Гоголь (фамилия при рождении Гоголь-Яновский) 1 апреля (20 марта – по старому стилю) 1809 года в небольшой деревеньке Сорочинцы Полтавской губернии. Тогда это была территория Российской империи.

Николай получил своё имя в честь святого Николая, ведь именно ему мать молилась перед самыми родами. Потом родились еще девочки – Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Николай любил проводить с сестрами почти все свое время, он даже увлекся чисто девчоночьим занятием – рукоделием. Он осилил крой, шил платья и занавески, умел вышивать и вязать на спицах шарфы. Спустя годы Ольга напишет в своих воспоминаниях, что Николай просил шерсть у бабушки, чтобы выткать поясок.

Сочинительство увлекло мальчика с ранних лет. Вместе с отцом он часто выезжал в поля, и по дороге тот просил сына подобрать рифмы к словам «солнце», «степь», «небеса». В пятилетнем возрасте Николай уже записывал свои сочинения самостоятельно. На становление мировоззрения Гоголя большую роль оказала суеверность матери. Каждый вечер она рассказывала детишкам истории, главными героями которых были домовые, лешие и прочая нечисть.

В возрасте десяти лет Николай оказался в Полтаве. Родители отправили его на обучение к преподавателю местной гимназии. Он жил в доме преподавателя, учил арифметику, историю, работал с картами. Таким образом учитель готовил будущего писателя к поступлению в пансион.

В 1821-м Гоголь стал учеником Нежинской гимназии высших наук. Прилежность не была его характерной особенностью, он невнимательно слушал уроки, прилагал усилия исключительно накануне экзаменов. По воспоминаниям учителя латыни Ивана Кулжинского, Гоголь даже после трех лет обучения латыни ничему не научился. На лекциях он часто отвлекался на чтение книги, которую неизменно держал под скамьей. Больше всего Николай увлекался рисованием и русской словесностью, ему нравилось творчество Пушкина. После того, как в 1825-м опубликовали первые главы поэмы «Евгений Онегин», Николай Гоголь перечитывал их так часто и с удовольствием, что вскоре мог рассказать наизусть. Он и сам занимался сочинительством. В это время из-под его пера вышла поэма «Разбойники» и повесть под названием «Братья Твердиславичи», которые и положили начало его творческой биографии. Эти произведения Гоголь опубликовал в своем журнале «Звезда», издававшемся в рукописном виде.

Именно стараниями Гоголя в гимназии появился театр. Он сам занимался подбором пьес, выполнял декорации и находил подходящих «артистов». Актеры – обычные ученики гимназии – тащили из дома все, что могло пригодиться в «театральном гардеробе». Среди самых популярных постановок был «Недоросль» Фонвизина. Николаю Гоголю доставалась роль госпожи Простаковой. Один из его сокурсников,Тимофей Пащенко, позже вспоминал, что Гоголю пророчили актерское будущее, так как он действительно обладал недюжинным талантом и имел все те качества, которые нужны настоящему артисту.

В 1825-м не стало отца Николая, и он очень тяжело переживал утрату родного человека.

В 1827-м Николай стал автором поэмы под названием «Ганц Кюхельгартен». Главный герой – юноша, который отказался от любви ради того, чтобы побывать в Греции. В следующем году Гоголь получил документ об окончании Нежинской гимназии и принял решение о переезде в Петербург.

В декабре 1828-го Гоголь прибыл в Петербург в надежде найти себе какую-нибудь службу. В своих воспоминаниях он писал, что город был совершенно не таким, как он видел в своих мечтах, не такой великолепный и красивый, как он думал ранее. И что жизнь в нем оказалась несравненно дороже, чем он мог себе представить. По этой причине Гоголь был вынужден ограничивать себя во многом, в том числе и в походах в театр. Только так можно было хоть раз в день позволить себе съесть щи и кашу. Николаю не удавалось найти хоть какую-то работу, его либо не брали, либо предлагали совершенно мизерное жалование.

В 1829-м молодой человек сочинил стих под названием «Италия» и отправил его в журнал «Сын Отечества», не указав ни своего имени, ни фамилии. Стихотворение напечатали, и это вселило Гоголю уверенность в своих силах. Он принял решение опубликовать и поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную им еще в Нежинской гимназии. Николай не поставил свое имя под произведением, подписался псевдонимом В. Алов. Но на этот раз его ждала неудача, книгу не хотели покупать, критики посчитали ее наивной и лишенной композиции. Тогда начинающий писатель выкупил все книги этого тиража и сжег их без сожаления. После этого расстроенный Гоголь решил попробовать силы в актерском мастерстве и пришел к директору Имперских театров Сергею Гагарину. Однако получил отказ. Летом 1829-го Николай Гоголь отправился в Германию путешествовать.

Осенью того же года писатель вернулся в Петербург. Отсутствие денег стало катастрофическим. Наконец-то Николай нашел себе хоть какую-то работу, его приняли на должность помощника к столоначальнику департамента уделов. Должность коллежского асессора считалась самым младшим чином в Табели о рангах. В обязанности писателя входил прием жалоб, подшив документов и выполнение незначительных поручений руководства. Когда появлялось свободное время, Гоголь писал, в основном, о жизни в Украине. Чтобы произведения выглядели достоверно, Николай попросил мать описывать обычаи, нравы, поверья, а также наряды разных слоев населения, от сотников с их женами до тысячников. А также ткани, из которых шились эти наряды, причем, во всех подробностях. В 1830-м журнал «Отечественные записки» издал произведение Гоголя под названием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст очень отличался от оригинала, потому что издателю Павлу Свиньину захотелось переделать его по своему вкусу.

Гоголь все интенсивнее сотрудничал с журналами. В 1831-м он отправил в Литературную газету свои произведения «Женщина» и «Несколько мыслей о преподавании детям географии». Альманах «Северные цветы» опубликовал несколько глав исторического романа Николая «Гетьман». Эти издания принадлежали Антону Дельвигу, с помощью которого Гоголь вошел в литературный круг Петербурга. Среди новых знакомых Гоголя появились Петр Плетнев и Василий Жуковский, с помощью которых ему удалось устроиться на новую работу. Николая Гоголя приняли на должность учителя женского Патриотического института. По выходным писатель занимался с детьми богатых дворян. Одновременно с этим Гоголь писал серию повестей об Украине.

В 1831-м писатель опубликовал свою книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящую из четырех рассказов: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». В своих рассказах Гоголь переносит читателя на свою родину – в Полтавскую губернию. Его произведение произвело впечатление на Евгения Баратынского, Александра Пушкина, Ивана Киреевского и многих других известных литераторов. По мнению Баратынского, Гоголь стал первым автором на севере, обладающим «такой веселостью», живым, оригинальным, красочным слогом и чувством вкуса.

Пушкин тоже восторгался творчеством Гоголя, в одном из своих писем Александру Войкову он писал, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто изумили его. В них присутствует настоящее веселье, непринужденное, искреннее, полностью лишенное чопорности и жеманства. Он вспоминал, что где-то слышал: те, кто набирал этот текст в печать, просто умирали со смеху.

В 1832-м вышел второй том «Вечеров», в который опять вошло четыре повести: «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Книга стала такой же популярной, как и первая. Николай Гоголь начал получать приглашения для участия во всех литературных вечерах, где зачастую присутствовал и Александр Пушкин. Летом того же года Гоголь отправился на родину, хотел повидаться с родными. По пути он заехал в Москву, где его представили публицистам Михаилу Погодину и Сергею Аксакову, а также актеру Михаилу Щепкину.

В 1834-м Гоголя пригласили на работу в Санкт-Петербургский университет, на кафедру истории. Писатель стал адъюнкт-профессором, читал студентам лекции на тему Средневековья и о Великом переселении народов. По вечерам занимался изучением истории крестьянско-казацких восстаний на территории Украины. Все свое свободное время посвящал сочинительству новых произведений. Буквально год спустя выпустил новый сборник, получивший название «Арабески», объединивший в своем составе разно жанровые произведения. Самую большую популярность получила одна из статей этого сборника – «Несколько слов о Пушкине», в которой автор анализирует творчество известного поэта и называет его «первый русский национальный поэт». В этом сборнике вышли и первые повести Гоголя, написанные им по приезду в Петербург: «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект». Помимо этого, в сборник вошли и статьи на исторические темы: «О преподавании всеобщей истории», «Взгляд на составление Малороссии», «Ал Мамун».

Буквально спустя месяц после выхода «Арабесок» Гоголь издал еще одну свою книгу, которую назвал «Миргород». Она являлась своеобразным продолжением «Вечеров», в ней также использован украинский фольклор, а местом действия автор выбрал Запорожье. Сборник «Миргород» состоял из повестей «Тарас Бульба», «Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В работе над этими произведениями писатель пользовался собственными научными наработками. В повести «Тарас Бульба» он использовал материал, посвященный крестьянскому восстанию 1637-1638 годов. Образ главного героя повести автор писал из атамана Охрима Макухи.

Оба сборника были раскуплены до последней книги. По мнению критика Виссариона Белинского, талант Гоголя постепенно возвышался, его новые сборники отличались оригинальностью и игривостью фантазии. Критик считал, что они заслуживают тех хвалебных отзывов, которыми осыпает их восторженная публика.

Осенью 1835-го Николай Гоголь оставляет службу в университете. Он решил, что литературой нужно заниматься профессионально, и задумался над тем, чтобы сочинить пьесу. Написал письмо Пушкину, в котором попросил подсказать какой-либо сюжет, можно даже и не очень смешной, но чисто русский. Говорил, что горит желанием создать комедию из пяти актов. Пушкин поведал другу историю о том, как некий господин представился высокопоставленным чиновником и приехал в город под видом ревизора. Именно по этому сюжету и написана комедия «Ревизор». Судьба занесла коллежского регистратора Хлестакова в уездный город, а перед этим он сильно проигрался в карты. Его принимают за ревизора, и всем должностным лицам приходится «прогибаться» перед ним, давать взятки, чтобы скрыть недостатки своей работы и истинное положение дел в городе.

Позже Гоголь напишет, что в этой комедии он собрал все, что было дурного в России в те времена, всю несправедливость, творящуюся в таких вот уездных городках, и высмеял это на весь мир.

Работа над комедией подошла к концу в 1836 году. Гоголь прочитал ее полностью гостям, собравшимся у Василия Жуковского – Петру Вяземскому, Александру Пушкину, Ивану Тургеневу. Ему посоветовали обязательно поставить ее на сцене театра, но очень долго писатель не мог получить разрешение на спектакль. Цензура не пропускала это крамольное произведение, и если бы не Василий Жуковский, лично обратившийся к императору, то возможно, зрители так и не увидели бы эту постановку. Через несколько месяцев начались репетиции комедии в петербургском Александринском театре под руководством Гоголя. Он сам занимался разработкой схем расположения на сцене артистов, руководил режиссером и художником, создающим костюмы. Премьера спектакля состоялась в мае 1836 года, на ней присутствовал Николай I и его сын Александр. Он был в восторге от этой комедии и приказал всем министрам обязательно ее посмотреть.

Реакция зрителей на «Ревизор» оказалась очень неоднозначной. Писатель вспоминал, что все против него, что он слышит от пожилых и почтенных чиновников об отсутствии у него уважения к служащим людям. Против него ополчились полицейские и литераторы, которые ругают его пьесу, но все равно продолжают на нее ходить. Все билеты на спектакль раскупались мгновенно, четыре представления прошли при полном аншлаге. Писатель понимал, что если бы за него не заступился государь, то его пьесу никогда бы не поставили на сцене театра. Спустя несколько недель комедию увидели москвичи, там ее постановкой занимался друг автора – Михаил Щепкин.

В тот же период начал выходить и журнал «Современник», который издавал Пушкин. В первом его номере вышла повесть Гоголя «Нос». Главный герой произведения – чиновник, потерявший нос в одно утро, и теперь он никак не мог рассчитывать на повышение. Вслед за этим на страницах журнала напечатали «Коляску» Гоголя, где помещик по фамилии Чертокуцкий вечером расхваливает экипаж перед генералом с целью его продажи, а утром ему приходится прятаться от покупателя, так как его хваленая карета оказалась негодной.

Буквально сразу после премьерного показа «Ревизора» Гоголь отправился в Германию. Он объяснял свое решение тем, что ему просто необходимо собраться с мыслями, которые очень рассеяны «от разных досад и волнений», а также развеять тоску, навеянную соотечественниками. Он говорил, что стоит вывести на сцену нескольких плутов, как тысячи честных людей начинают сердиться, и говорить, что они не такие. Писатель отправился в Германию, потом в Швейцарию, а затем побывал в Париже. В столице Франции он снова принялся за работу над романом «Мертвые души», который забросил в Петербурге от нехватки времени. В феврале 1837-го на дуэли погибает Пушкин. Эта трагедия доставила Гоголю много переживаний. По мнению полковника Андрея Карамзина, известие о гибели поэта сильно подкосило Гоголя, он затосковал и думал, что пора возвращаться в Петербург, который опустел для него после смерти друга. Но вместо того, чтобы вернуться в Россию, писатель отправился в Италию. В 1841-м ему удалось закончить работу над первым томом «Мертвых душ», и чтобы отдать его в печать, Гоголь приехал в Москву. В этот период он жил в доме Михаила Погодина, известного историка.

Весной 1842 года удалось получить разрешение цензуры на публикацию «Мертвых душ». Дизайн обложки этого издания разработал сам Гоголь. История помещика Чичикова, разъезжавшего по России в поисках бумаг на мертвых душ, вызвала разную реакцию читательской аудитории. Сергей Аксаков вспоминал, что очень многим нравилось произведение, но были и такие, кто относился к Гоголю с нескрываемой ненавистью. По задумке Гоголя «Мертвые души» должны были выйти в трех томах, причем в конце главный герой меняется, переосмысливает свое отношение к жизни и понятие о нравственных ценностях.

В том же, 1842-м, Гоголь представил на суд читателей новую повесть под названием «Шинель». Действие разворачивается в Петербурге, главного героя зовут Акакий Башмачкин, он мелкий чиновник, целыми днями корпящий над переписыванием бумаг за мизерное жалование. В один из дней у него случилась неприятность – порвалась шинель, и он начал собирать деньги, чтобы купить новую. Для этого ввел режим тотальной экономии: отказался от чая, носил дома только халат, чтобы другая одежда не изнашивалась. А когда его мечта сбылась, и он смог купить себе обновку, то тут же ее потерял – ее отобрали какие-то люди на улице.

Летом 1842-го писатель снова отправился за границу. Он побывал в Риме, Дюссельдорфе, Ницце, Париже. Продолжал писать второй том «Мертвых душ». Спустя три года, в 1845-м, Гоголь оказался под властью душевного кризиса. Поддавшись нахлынувшему порыву, он сжигает второй том «Мертвых душ» и все рукописи. Писатель отказался от общения с друзьями, перестал писать им письма. В 1848-м Николай Васильевич уехал в Иерусалим, и только там в полной мере ощутил, как много в нем «холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

На следующий год Гоголь возвращается на родину, и пытается восстановить сожженный том повести по памяти. Но спустя некоторое время его снова накрывает тоска и отчаяние.

От отца писатель унаследовал не только любовь к литературе, но и страх ранней смерти, который впервые проявился еще в юности. Из веселого и задорного молодого человека он мог мгновенно превратиться в угрюмого и отчаянного. Часто впадал в депрессию.

В ночь с 11-го на 12-е февраля 1852 года Гоголь приказал своему слуге Семену зажечь камин, и в этом огне сжег все свои произведения, включая и «Мертвых душ», работа над которыми только что завершилась. Незадолго до смерти писатель перестал выезжать из дома. 21 февраля (4 марта – по новому стилю) 1852 года писателя не стало.

Книги
Обложка

Вечера на хуторе близ Диканьки : [повести]. – Москва : АСТ, 2023. – 349, [2] с. – (Классика для школьников). – Текст : непосредственный.

«Вечера на хуторе» – это устные рассказы, легенды, байки. В калейдоскопе эпох Гоголь изображает малороссийскую народно-праздничную и ярмарочную жизнь. Праздник с его вольностью и весельем, связанные с ним поверья и события выводят героев из привычного существования, делая невозможное возможным. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлении народа о прошлом и настоящем, о добре и зле.

Обложка

Вий : повести / художник А. Лебедев. – Москва : Стрекоза, [2022]. – 157, [2] с. – (Школьная программа). – Текст : непосредственный.

«Вий» – непревзойденный шедевр Н. В. Гоголя, в котором переплетены мистика и реальность, страх и отвага, любовь и ненависть. Сможет ли главный герой Хома Брут устоять перед красавицей панночкой? А панночка кто: самая красивая девушка, которая когда-либо рождалась, или ведьма? Как защититься от злых сил и демонов? И возможно ли это…

Обложка

Мертвые души : [поэма]. – Москва : Эксмо, 2023. – 316, [2] с. – (Всемирная литература) – Текст : непосредственный.

История гениального дельца Чичикова, скупающего в глухой провинции «мертвые души» крепостных крестьян, по сей день поражает своей современностью и удивительным юмором!

Обложка

Ночь перед Рождеством : повесть / художник О. Ионайтис. – Москва : РОСМЭН, 2023. – 95 с. : цв. ил. – (Внеклассное чтение). – Текст : непосредственный.

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» отличает доброта, сказочность и мягкий юмор. И дети, и взрослые с интересом читают о том, как черт украл месяц, как кузнец Вакула летал к царице в Петербург за черевичками для своей возлюбленной Оксаны.

Обложка

Ревизор : комедия в пяти действиях / художник В. Г. Бритвин ; вступительная статья В. А. Воропаева ; комментарии В. А. Виноградова и В. А. Воропаева. – Москва : Детская литература, 2022. – 125, [2] с. : ил. – (Школьная библиотека). – Текст : непосредственный.

На страницах этого произведения высмеяны все общественные пороки, свойственные не только тому времени, но и, увы, современности: лень, угодничество, казнокрадство, коррупция, беззаконие, неуважение человеческого достоинства. Главный герой – Хлестаков – не герой вовсе. И даже не классический для подобных комедий «плут». Он просто «щепка, попавшая в водоворот обстоятельств». А главная движущая сюжет сила – страх. Все безумно боятся, что Хлестаков – ревизор, в чьих руках судьбы и карьеры чиновников и должностных лиц. Ведь когда ты осознанно совершаешь преступления, самое страшное – наказание.

Обложка

Тарас Бульба : повести. – Москва : Эксмо, 2023. – 284, [2] с. – (Всемирная литература). – Текст : непосредственный.

Бытовые зарисовки соседствуют здесь с колоритным малороссийским фольклором. События «Тараса Бульбы» происходят на фоне противостояния Запорожской Сечи и Речи Посполитой в начале XVII века. В центре сюжета – мудрый полководец и любящий отец, переживающий глубокую личную драму.

Обложка

Шинель. Петербургские повести. – Москва : АСТ, 2023. – 253, [2] с. – (Классика для школьников). – Текст : непосредственный.

Герои «Петербургских повестей» – «маленькие люди» с низким социальным статусом и без выдающихся способностей. В повестях также обличается убожество нравов и духовности чиновничьей и светской среды.
«Петербургские повести» отразили всю самобытность литературного таланта Николая Васильевича Гоголя. Критик В. Г. Белинский писал: «Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь – поэт, поэт жизни действительной».

Интересные факты

Факт 1.
Фамилия Гоголя при рождении – Гоголь-Янковский, но писателю не нравилось, что она слишком длинная, и он убрал вторую часть. Мировая слава пришла к нему под фамилией Гоголь.

Факт 2.
Мать писателя всегда считала, что ее сын – гений. Она говорила, что это именно он изобрел паровую машину, железную дорогу и другие полезные новшества тех лет.

Факт 3.
Николай Гоголь всегда жил в долгах, и это несмотря на то, что его произведения пользовались большой популярностью.

Факт 4.
Писатель не расставался с Евангелием, он считал, что выше этой книги придумать ничего невозможно. Помимо этого, Гоголь каждый день читал одну главу Ветхого Завета.

Факт 5.
Писатель увлекался мистикой и религией. Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий», созданная, по словам самого автора, на основе народного украинского придания. Однако литературоведы и историки до сих пор не могут найти доказательств этому, что указывает на эксклюзивное авторство писателя-мистификатора.

Факт 6.
Принято также считать, что за несколько дней до своей смерти великий писатель сжег второй том «Мертвых душ». Некоторые ученые считают это недостоверным фактом, но правду уже никто никогда не узнает.

Факт 7.
До сих пор доподлинно неизвестно, как именно умер писатель. Одна из основных версий гласит, что Гоголь был похоронен заживо. Доказательством тому было изменение положения его тела при перезахоронении.