Муниципальное учреждение культуры

муниципального образования город Краснодар

«Централизованная библиотечная система города Краснодара»

Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова

Информационно-библиографический отдел

 

 

 

Слово, застывшее в камне:

памятники русскому языку

 

 

 

Информационно-библиографическое пособие

 

 

 

 

Краснодар

2015

ББК 81.2Рус

   Слово, застывшее в камне: памятники русскому языку : информ.-библиогр. пособие / информ.-библиогр. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. Ю. В. Грищенко]. – Краснодар : МУК ЦБС города Красно­дара, 2015. 23, [4] с. : цв. ил.

 

 

 

ББК 81.2Рус

© МУК ЦБС города Краснодара, 2015

 

Оглавление

От составителя

Русский язык – национальный язык

русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения

Памятники русскому языку

Памятники русскому языку в Краснодарском крае

Приложение 1. Жемчужное русское слово: методические разработки и сценарии в помощь

библиотекарям, учителям, школьникам (рекомендательный список литературы)

Приложение 2. Великие о великом: высказывания знаменитых людей о русском языке Приложение 3. О русском языке на страницах Интернета (рекомендательный список интернет-ресурсов)

 

 

 

 

От составителя

 

Дорогие читатели! Мы с вами говорим на одном из богатейших языков мира, языке, на котором созданы прекрасные образцы ху­до­жественной литературы. Однако существует ряд проблем, ко­торые
не могут не волновать людей, искренне стремящихся к процве­танию нашей Родины: безграмотность, засорение языка иностранными словами. Кроме того, в странах бывшего СССР стремительно раз­ви­вается такое понятие, как «русофобия» – ненависть, неприязнь и пред­взятое отношение к русскому народу и языку, в частности. В связи со сло­жившимися обстоятельствами последних лет забота о состоянии и развитии современного русского языка становится все более актуальной.

В целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, расширения содействия соотечествен­никам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом разработана федеральная целевая про­грамма «Русский язык» на 2011–2015 годы.

Все большее значение в деле сохра­нения и развития родной речи приобретает работа библиотек. Поэтому ко Дню русского языка биб­ли­ографами ЦГБ им. Н. А. Некрасова подготовлено инфор­мационно-библиографическое пособие «Слово, застывшее в камне». В нем вы най­дете интересные факты о российских памятниках, посвященных создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, отдельным буквам русского алфавита и знакам препинания. Составитель не пре­тендует на полноту информации обо всех арт-объектах, в издание включены рассказы о наиболее оригинальных и интересных, на взгляд автора, монументах.

Пособие состоит из вступительной статьи, основного раздела, в котором отдельно дана краеведческая информация, и трех прило­же­ний. В первое из них, представляющее собой рекомендательный список методических разработок и сценариев, вошли книги за послед­ние 18 лет, статьи из периодики – за последние 5 лет; материал расположен в алфавите авторов и заглавий.

Издание адресовано школьникам старших классов, молодежи, сотрудникам библиотек и всем, кто проявляет живой и творческий интерес к русскому языку, желает приобщиться к его богатствам.

 

 

Русский язык

национальный язык русского народа,

государственный язык Российской Федерации

и язык межнационального общения

 

Русский язык относится к восточнославянской ветви языков и является одним из наиболее распространенных в мире: пятым по об­щей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Кроме того, русский – самый распространенный славянский язык и самый распространенный язык в Европе – географически и по числу его носителей как родного.

Русский язык – официальный язык Российской Федерации, один из официальных языков в Беларуси, Казахстане, Киргизии и других государствах, основной язык международного общения в центральной Евразии, Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других междуна­род­ных организаций.

Число владеющих русским языком в России составляет 137,5 млн человек (2010), всего в мире – около 260 млн носителей (2014).

Русский язык – это национальный язык русского народа, вклю­чающий в себя не только нормированный литературный язык, но и на­родные диалекты, просторечные формы, профессионализмы и др.

У истоков русского литературного языка стояли М. В. Ломо­носов, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, который в своем творчестве соединил высокую книжную речь предшест­вующих эпох с обще­на­род­ным разговорным языком. Столетиями мастера слова (М. Ю. Лер­монтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тур­генев, Л. Н. Тол­стой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. Горький, К. Г. Паустовский А. Т. Твардовский и др.) и ученые-филологи (Ф. И. Буслаев, И. И. Срез­невский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и др.) совершенствовали русский язык, доводили его до тонкости, создавая для нас словарь, грамматику, образцовые тексты.

Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушин­ский писал о том, что «каждое слово языка, каждая его форма есть резуль­тат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». Русским языком восхищались многие писатели и философы мира, их высказывания вы найдете в приложении 2 нашего пособия.

Сегодня за рубежом все больше увеличивается количество людей, которые говорят на русском и желают в ориги­нале читать А. С. Пуш­кина, Ф. М. Достоевского и Л. Н.Толстого.

В целях популяризации, сохранения, развития и изучения рус­ского языка и литературы как части мировой культуры, в 1967 году в Париже была организована Меж­дународная ассоциация препода­ва­телей русского языка и литера­туры (МАПРЯЛ).

В нашей стране в 1944 году создан Институт русского языка им. В. В. Виноградова, деятельность которого направлена на разра­ботку и внед­ре­ние стандартов языка, оценку речевых инноваций и др. Проблемами преподавания русского языка как иностранного зани­мается Госу­дарственный институт русского языка им. А. С. Пуш­кина, осно­ван­ный в 1966 году.

Двадцать пятого октября 1991 года Правительством был принят Закон № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», в ко­тором определены основные сферы функционирования русского языка как государственного. Права граждан РФ на пользование государ­ствен­ным языком, защиту и развитие языковой культуры обеспечивает и Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

Об интересе к русскому языку говорит появление в нашей стране, в том числе на территории Краснодарского края, мно­жества мемориалов, посвященных славян­ским просвети­телям, и арт-объектов в виде букв. Обозревая памятники, хочется видеть на пьедестале и сам Русский язык. В связи с чем вспоминаются слова И. А. Ильина: «Это язык зрелого самобытного национального характера. И рус­ский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык...».

Огромная миссия в деле сохранения родной речи, привития любви к языку лежит на плечах учителей и библиотекарей. Они своим ежедневным трудом и влекут общество к той упомянутой философом высоте познания, организуя просветительские и образовательные мероприятия и акции (библиографический список лучших сценариев дан в приложении 1).

 

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://www.naexamen.ru/rus/1_1.shtml

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E9_%FF%E7%FB%EA

http://europe-today.ru/2013/12/evropejcy-interesuyutsya-russkim-yazykom/

 

 

Памятники русскому языку

(иллюстрации даны на цветной вкладке)

 

Памятник «Русское слово», Белгород

 

Был торжественно открыт в мае 2007 года в Белгороде в рамках Дней российской литературы в Центральном федеральном округе.

«Этот памятник – единственный в России. В его композиции отражена святость русского языка, его исторические корни, тесная связь языка с православием», – сказал губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Он отметил, что по своему общественному резонансу это событие выходит далеко за рамки региона. «Русский язык, русское слово − общее достояние всех народов России. Именно на основе русского языка произошло объединение многонациональной России в единое государство», – подчеркнул Е. Савченко.

Монумент работы белгород­ского скульптора Анатолия Шиш­кова выполнен в виде бронзовой книги, на раскрытой странице ко­торой высечены буквы славянского алфавита. Венчают памятник слова из Евангелия: «В начале было слово...». Компо­зиция является символом борьбы за чистоту родного языка.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://www.bgunb.ru/RussianLang/%CF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA_1.html

http://www.2do2go.ru/bel/places/28973/skulpturnaya-kompoziciya-russkoe-slovo

 

 

Памятник Кириллу и Мефодию, Мурманск

 

Двадцать четвертого мая 1986 года по инициативе заполярных писателей, в первую очередь Виталия Маслова, в Мурманске – впервые в СССР – торжественно отмечали День славянской письменности и культуры, вскоре объявленный государ­ственным праздником.

В 1988 году в Болгарии у В. С. Маслова возникла идея, в знак признательности мурманчанам, подарить городу памятник просвети­телям, соз­да­телям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.

Почти пять тысяч километров предстояло проделать трейлеру, везшему шестиметровый монумент из Софии через Варну, Одессу, Киев, Минск, Новгород и Петрозаводск в Заполярье. И 22 мая 1990 г.
в сквере перед зданием Областной научной библиотеки в Мурманске прошло торжественное открытие памятника.

Скульптурная композиция представляет собой авторскую копию известной работы болгарского мастера Владимира Гриновски.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://letopisi.org/index.php/Памятник_Кириллу_и_Мефодию_в_Мурманске

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7674

 

Памятник Кириллу и Мефодию, Москва

 

Открыт 24 мая 1992 года, в День славянской письменности и культуры, недалеко от Славянской площади в столице. Скульптор – Вячеслав Клыков, архитектор – Юрий Григорьев.

Монумент изображает братьев, держащих в руках крест и Пи­сание. На постаменте высечено: «Святым равноапостольным перво­учителям славян­ским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».
У подножия уста­новлена неугасимая лампада.

Ежегодно на площади возле скульптурной группы проходит фестиваль славян­ской письменности и культуры.

Информация подготовлена по материалам сайта:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Кириллу_и_Мефодию_(Москва)

 

Памятник Кириллу и Мефодию, Владивосток

 

Возведен на вершине Орлиной сопки во Владивостоке благодаря инициативе ректора Дальневосточного государственного технического университета Г. П. Турмова и спонсорству меценатов 1 июля 2006 г. Это единственный на Дальнем Востоке мемориал монахам-просве­тителям Кириллу и Мефодию.

Авторы проекта – скульптор Эдуард Барсегов и архи­тек­тор Валерий Моор.

Монумент, выполненный в металле и граните высотой 18 м, представляет собой фигуры братьев с азбукой и крестом в руках, за ними – колокольня с золоченым куполом.

Информация подготовлена по материалам сайта:

http://vladik.me/place/pamyatnik-kirillu-i-mefodiyu.html

 

 

 

Памятник букве «А», Новосибирск

 

Установлен в 2007 году в сквере у театра «Глобус» во время проведения Летнего фестиваля дизайна.

Автор памятника Петр Шабалин задумывал проект «Городской алфавит»: предполагалось расставить литеры величиной с челове­чес­кий рост в разных уголках Новосибирска и предложить оформить их местным художникам. Букву «А» расписал Юрий Сокольников.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://www.etovidel.net/sights/city/novosibirsk/id/pamiatnik_bukve_a_

http://www.ratanews.ru/news/news_18042013_18.stm

 

Памятник букве «Ё», Ульяновск

 

Буква «Ё», введенная в обращение Николаем Михайловичем Карам­зиным в XVIII веке, как известно, постепенно уходит из пе­чати. В Ульяновске 4 сентября 2005 года, в день 160-летия со времени открытия и освещения памятника писателю, перед новым зданием областной научной библиотеки был установлен мемориал «исче­заю­щей» букве.

Художник Александр Зинин увековечил литеру именно такой, какой она увидела свет впервые в слове «слёзы» на 166-й странице альманаха «Аониды»: воспроизведены даже все неровности того типо­графского оттиска 1797 года.

Первоначально памятник был выпол­нен из черного гранита, а сама буква сделана контрастной − белой. Этот монумент вызвал много критических отзывов со стороны ульяновцев и 3 ноября 2005 года был заменен на стелу из красного и серого гранита высотой более 2 м.

Информация подготовлена по материалам сайта:

http://www.bgunb.ru/RussianLang/Памятник_2.html

 

Арт-объект

«Утраченные буквы русского алфавита», Ульяновск

 

Установлен в 2014 году во Владимирском саду Ульяновска
по инициативе краеведа Сергея Петрова как памятник буквам, ко­торые когда-либо были утрачены или признанным «лишними» в русском алфавите: ижица (Ѵ), ять (Ѣ), фита (Ѳ) и др. Воплотить замысел помогли скульптор Дмитрий Потапов и резчик Александр Артемьев.

Арт-объект представляет собой высокий деревянный столб,
на котором высечены литеры. По задумке автора, он должен стать своеобразным напоминанием о необходимости чтить историю, знать своих земляков, родной язык.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://www.rutraveller.ru/place/118972

http://ulpressa.ru/2014/07/25/rasstavit-tochki-nad-pamyatnikom/

 

Памятник букве «М», Казань

 

С июля 2005 года в столице Татарстана стоит самая большая буква «М» в нашей стране. Ее высота 45 метров. Литера реализована в пилоне вантового моста «Миллениум», названного так в честь тысячелетнего юбилея Казани, в канун которого он был сдан.

Информация подготовлена по материалам сайта:

http://nefakt.info/257556/

 

Памятник букве «О», Вологда

 

Был установлен 29 июня 2012 года к 865-летию Вологды в парке на Соборной горке и стал символом окаю­щей речи вологжан.

Инициаторами создания памятника выступили студенты Воло­годского института бизнеса. На сайте вуза они организовали открытое обсуждение внешнего вида монумента и материалов, из которых он должен быть изготовлен.

Этот истинно народный проект представляет собой стилизо­ванную, украшенную причудливыми завитками букву «О» высотой около 2,5 м.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://www.infobps.ru/dostoprim/buki_bukva_o.htm

http://www.ratanews.ru/news/news_18042013_18.stm

 

 

Памятник букве «П», Пермь

 

«Пермские ворота» – художественный проект Николая Полис­ского, возведенный в 2011 году, – находятся у центрального железно­дорожного вокзала города в Парке камней.

Триумфальная арка имеет четыре грани, смотрящие в разные стороны света. На ее создание понадобилось свыше 5 200 еловых бревен. Чтобы привлекать любопытные взоры в ночное время, памятник оснащен специальной подсветкой.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.pokurortam.ru/05301333593614/

 

Арт-объект «Книга – источник знаний», Омск

 

Установлен в июне 2005 года у входа в магазин «Центр-книга»
в Омске. Автор проекта – Александр Капралов.

Скульптура выполнена из сплавов различных металлов методом электродуговой сварки и представляет собой раскрытую книгу весом более 200 кг. На ее страницах изображены персонажи сказок и буквы.

Трактовка мастера до сих пор осталась неизвестна широкой публике, поэтому каждый может додумать ее сам.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://www.rutraveller.ru/place/117533

http://www.alladolls.ru/gallery2/main.php?g2_itemId=35616

http://www.lib.omsk.ru/VIII_Resursy/8_4_bibl_prod/skulpt/html/sk4.html

 

 

 

Памятники русскому языку

в Краснодарском крае

 

 

Поклонный крест Кириллу и Мефодию, Краснодар

 

Расположен в начале улицы Красной перед собором Александра Невского. В центральной части креста изображен лик Иисуса Христа, внизу – основатели славянской словесности Кирилл и Мефодий.
С обратной стороны начертаны их имена.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://tvil.ru/city/krasnodar/attractions/6796/

http://www.nedkub.ru/cityKrasnodar_4.html

 

Памятник русскому языку, пос. Мостовской

 

Установлен в 2003 году в День славянской письменности и культуры в самом центре поселка Мостовского.

Монумент выполнен из красного мрамора в форме большого куба. На камне высечены слова И. С. Тургенева: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».

Информация подготовлена по материалам сайта:

http://www.dg-yug.ru/a/2013/07/12/Gordost_Kubani_Mostovsk

 

Памятник просветителям Кириллу и Мефодию, ст. Каневская

 

Открыт 2 октября 2012 года в станице Каневской к 100-летию Свято-Покровского храма.

Памятник был отлит в Ростове-на-Дону по эскизам местного скульптора Дмитрия Лындина. Фигуры святых братьев выпол­нены в соответствии с церковными канонами и достигают четырехметровой высоты.

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://kubanphoto.ru/forum.php?action=topic&;topic=809535

http://kanevskaya.info/news/516

 

Памятник знакам препинания, ст. Азовская

 

Установлен во дворе гимназии ст. Азовской в июне 2014 года. Его автор – семиклассница Ярославна Куйбышева.

Арт-объект представляет собой раскрытую книгу в челове­чес­кий рост, на страницах которой изображены все знаки препинания, кроме кавычек и скобок.

Мемориал выполнен из листового металла на средства педагогов школы. Директор учебного заведения отметил, что этот проект – часть научной работы Ярославны по истории российской пунктуации: школьница стала лауреатом региональной научно-практической конференции и всероссийского детского конкурса научно-исследо­вательских и творческих работ.

Памятник знакам препинания в кубанской станице – первый в России и третий подобный в мире.

Информация подготовлена по материалам сайта:

http://ria.ru/society/20140604/1010649092.html#ixzz3VBo6zmz0

 

 

Приложение 1

Жемчужное русское слово:

методические разработки и сценарии в помощь библиотекарям, учителям, школьникам

(рекомендательный список литературы)

 

Книги

 

Волина, В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : чайнворды, кроссворды, словокаты / В. В. Волина. – Москва : АСТ-Пресс, 1997. – 64 с. : ил. – (Школьникам, учителям, родителям. Зани­мательный русский язык).

 

Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – Москва : Новая шк., 1994. – 445 с. : ил. – Содерж.: Занимательное азбуковедение ; Веселая грамматика ; В гостях у слова.

 

Гриценко, Р. М. Смотри в корень! : олимпиады, викторины, конкурсы, турниры по рус. яз. : 9–11 кл. / Р. М. Гриценко. – Краснодар : Традиция, 2014. – 321 с.

 

Гриценко, Р. М. Умникам и умницам : олимпиады, викторины, конкурсы по рус. яз. : 5–8 кл. / Р. М. Гриценко. – Краснодар : Тра­ди­ция, 2013. – 213 с.

 

Пирогова, Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе : приятное с полезным / Л. И. Пирогова. – Москва : Шк. пресса, 2004. – 139 с. : ил. – (Русский язык и литература в школе : б-ка журнала «Русская словесность». Вып. 15).

Савенкова, Л. Б. Мы в зеркале пословиц : кн. для чтения для учащихся ст. кл. общеобразоват. шк. / Л. Б. Савенкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 125 c. – (Библиотека школьника).

Издание посвящено этнокультурологическому и семантичес­кому анализу русских пословиц и поговорок. В нем в научно-популярной форме излагаются общие положения паремиологии – науки, исследующей подсистему устойчивых фраз анонимного характера, которые употребляются с дидактической целью, – раскрывается связь культуры русского народа и его языка, анализируются источники и пути возникновения пословиц и поговорок, описываются отдельные тематические группы в соответствии с отражением
в них народной философии, этики, эстетики и т. п. Материалы, подготовленные Л. Б. Савенковой, могут быть полезны не только на факультативных занятиях по русскому языку, но и при прове­дении разнообразных внеклассных мероприятий – викторин, КВНов, олимпиад.

 

Санников, В. З. Русский язык в зеркале языковой игры / В. З. Санников. – Москва : Языки рус. культуры, 1999. – 541 с.

Содержание книги представляет интерес для самого широкого круга читателей: остроумные языковые миниатюры разных авторов, шутки, «вкрапленные» русскими писателями XIX−XX вв. в свои про­изведения, фольклорный юмор (пословицы, поговорки, анекдоты) и др.

 

Соболева, О. Правил легче нет на свете : рус. яз. от 8 до 12 / О. Соболева. – Москва : Новая шк., 1997. – 22 с.

Веселые стихи и оригинальные рисунки помогут узнать и полюбить двадцать два орфографических правила из школьной программы.

 

Статьи

 

Алферова, Н. А. День славянской письменности и культуры : [сце­нарий] / Н. А. Алферова // Воспитание школьников. – 2014. – № 4. – С. 76–79.

Познавательная игра для учащихся 5–6-х классов.

 

Берладин, Л. М. Загадки родного языка : [сценарий] / Л. М. Бер­ладин, Е. Ю. Ку­лакова // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 12. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 81–83.

Интеллектуальная викторина по русскому языку по принципу «Своя игра» (для учащихся 5-х классов).

 

Ворожейкин, В. В. О русском языке хотим замолвить слово : [сценарий] / В. В. Ворожейкин // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 10. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 104–106.

Занимательный урок о важности умения пользоваться родным языком (для учащихся 5–6-х классов).

 

Гриценко, О. А. Славлю тебя, русский язык! : [сценарий] / О. А. Гри­ценко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 7. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2014. – С. 64–69.

Лингвистическая гостиная для учащихся 6–7-х классов.

 

Губина, С. Г. Викторина «Люби и знай русский язык» / С. Г. Гу­бина // Последний звонок. – 2014. – № 2. – С. 4.

 

Демченко, Ю. А. В поисках тайны : [сценарий] / Ю. А. Демченко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 9. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 72–75.

Игровое мероприятие, рассказывающее о различных словарях русского языка (для учащихся 5–6-х классов).

 

Добродомова, В. Живительный родник русского слова : [сцена­рий] / В. Добродомова // Библиотека. – 2012. – № 11. – С. 46–50.

Среди действующих лиц праздника русского языка – Остап Бендер и Эллочка-людоедка.

 

Дружинина, Т. В. Хранитель великорусского языка : [сценарий] / Т. В. Дружинина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 8. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 24–30.

Литературная викторина с элементами театральной инсцени­ровки, посвященная жизни и творчеству В. И. Даля (для учащихся 5–8-х классов).

 

Дубровная, О. Ф. Что скажут словари? : [сценарий] / О. Ф. Дуб­ровная // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 3. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2014. – С. 85–91.

Познавательный час о фразеологических оборотах и крылатых выражениях русского языка (для учащихся 5–8-х классов).

 

Ермолаева, М. Г. Игровой конструктор / М. Г. Ермолаева // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2011. – № 1 (янв.). – С. 45.

Автор игрового элективного курса русской словесности М. Г. Ермолаева предлагает задания и упражнения, направленные на развитие языкового чутья, навыков слушания, чтения, говорения и письма.

 

[За чистоту русского языка!] : тема номера // Досуг в шк. – 2010. – № 6. – С. 3–24.

В номере собраны сценарии, посвященные русскому языку, сохранению его чистоты, таинственному миру слов, фразеоло­ги­ческим оборотам и крылатым выражениям.

 

Зимницкая, О. Н. Семи пядей во лбу : [сценарий] / О. Н. Зим­ницкая // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 2. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2012. – С. 61–63.

Игровое мероприятие о фразео­логизмах в повседневной речи (для учащихся 5–6-х классов).

 

Климова, П. Русское слово – русская слава : сценарий позна­ва­тельного мероприятия к Международному дню родного языка / П. Климова // Сценарии и репертуар. Вып. 19 (204) : [сборник]. – Москва : ФЕСТ, 2012. – С. 70–79.

 

Моисеева, В. Н. Поиграем в слова / В. Н. Моисеева // Последний звонок. – 2013. – № 7. – С. 14–15.

 

Новичкова, Е. С. Турнир знатоков русского языка / Е. С. Нович­кова // Школьные игры и конкурсы. – 2014. – № 3. – С. 5–6.

Контаминация игр «Проще простого» и крестики-нолики (для учащихся 8–9-х классов).

 

Нуштаева, А. А. Знаем русский! : [сценарий] / А. А. Нуштаева // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 4. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2012. – С. 63–65.

Интеллектуально-познавательная игра для ребят 5–8-х классов.

 

Нуштаева, А. А. Знатоки больших букв : [сценарий] / А. А. Нуш­таева // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 12. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 56–59.

Познавательная игра к уроку русского языка (для учащихся 4–5-х классов).

 

Родионова, И. Н. Где хранят Вселенную? : [сценарий] / И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 4. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2014. – С. 57–60.

Занимательный урок русского языка для учащихся 8–9-х классов.

 

Руденко, Е. А. Словарный запас : [сценарий] / Е. А. Руденко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 4. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2010. – С. 94–97.

Викторина по русскому языку для учащихся 5–7-х классов.

 

Старикова, Т. В. От аза до ижицы : интеллектуальный марафон 5–11 кл. : [сценарий (начало)] / Т. В. Старикова // Игровая библио­тека. – 2015. – № 3. – С. 80–87.

Ко Дню славянской письменности и культуры. Продолжение в четвертом номере.

 

Шамардина, Н. А. Уроки веселой Грамматики : [сценарий] / Н. А. Шамардина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 7. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 102–105.

Внеклассное мероприятие по морфологии русского языка для учащихся 5–7-х классов.

 

Шамардина, Н. А. Уроки веселой Грамматики : [сценарий] / Н. А. Шамардина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 8. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 76–78.

Стихотворный практикум по русскому языку, посвященный каллиграфии и орфоэпии (для учащихся 5–7-х классов).

 

Шамардина, Н. А. Уроки веселой Грамматики : [сценарий] / Н. А. Ша­мардина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 9. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 100–101.

Стихотворный практикум по пунктуации для учащихся 5–7-х классов.

 

Шибаева, Г. Т. Скрытая сила крылатых фраз : [сценарий] / Г. Т. Ши­баева // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 10. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 110–112.

Викторина, посвященная идиоматическим выражениям и афо­ризмам (для учащихся 6–9-х классов).

 

Шишкина, Е. А. Сочинение на «пять»! / Е. А. Шишкина // Чи­таем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 3. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 48–52.

Урок русского языка по теме «Сочинение – описание внеш­ности человека» (для учащихся 7-х классов).

 

Якимова, Н. В. Я люблю свой родной язык / Н. В. Якимова // Досуг в шк. – 2011. – № 11. – С. 5–10.

 

Методико-библиографические издания

 

Великое русское слово : рек. список лит. / информ.-библиогр. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; сост. Н. В. Карченова ; ред. Е. В. Се­мерикова. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2007. – 12 с.

 

 

Приложение 2

Великие о великом:

высказывания знаменитых людей

о русском языке

 

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

М. В. Ломоносов (1711–1765), русский поэт, ученый

Славяно-российский язык, по свидетельствам самих ино­странцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, гречес­кому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.

Г. Р. Державин (1743–1816), русский поэт

 

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

А. Н. Радищев (1749–1802), русский писатель

 

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

А. С. Пушкин (1799–1837), русский поэт

 

Русский язык – это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.

***

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудес­ной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались
бы для этого целые фразы.

П. Мериме (1803–1870), французский писатель

 

Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; все волнует, дышит, живет.

А. С. Хомяков (1804–1860), русский поэт, художник

 

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и по­дарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь (1809–1852), русский писатель

 

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь ино­стран­ными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.

***

Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Г. Белинский (1811–1848), русский литературный критик

 

 

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

А. И. Герцен (1812–1870), русский писатель

 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обра­щайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

***

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не упо­треб­ляйте иностранных слов.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

И. С. Тургенев (1818–1883), русский писатель

 

Знание русского языка, – языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы, – теперь уж не такая редкость...

Ф. Энгельс (1820–1895), немецкий философ

 

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.

Ф. М. Достоевский (1821–1881), русский писатель

 

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.

Н. А. Добролюбов (1836–1861), русский литературный критик

 

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья. 

К. Д. Бальмонт (1867–1942), русский поэт

 

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстро­той поражающей.

М. Горький (1868–1936), русский писатель

 

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн (1870–1938), русский писатель

 

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении
с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сде­латься отличным писателем.

М. М. Пришвин (1873–1954), русский писатель

 

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершен­но удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по сво­ему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звуча­ние почти всех языков мира.

***

Русский язык открывается до конца в своих поистине вол­шебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

***

С русским языком можно творить чудеса.

К. Г. Паустовский (1892–1968), русский писатель

 

Фундаментальной основой единства страны <…> является русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причем на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия.

***

Русский – это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта, поистине мировых достижений, но и жи­вым пространством многомиллионного русского мира, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому, как общее достояние многих народов, русский язык, никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма.

***

Забота о русском языке и рост влияния российской культуры − это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начало патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду и старшим поколениям.

В. В. Путин, Президент Российской Федерации

 

 

Информация подготовлена по материалам сайтов:

http://www.odnako.org/blogs/putin-o-rossiyidentichnosti-i-russkom-yazike/

http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1365062007&archive=1365062063&start_from=&ucat=14&

http://rus.fizolimpiada.ru/vyskazyvaniya.html

http://archive.kremlin.ru/text/appears/2007/04/125339.shtml

 

 

 

Приложение 3

О русском языке на страницах Интернета

 

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государ­ствен­ном языке Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12140387/#ixzz3XAe6zGr4http://base.garant.r

 

Высказывания о русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aforism.su/71.html

 

Грамота.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. gramota.ru

Справочно-информационный портал, посвященный русскому языку, содержит нормативные документы, орфографический, орфоэ­пи­ческий, толковый словари, статьи по лексикографии и др.

 

Забавные факты о русском языке: точка зрения иностранцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openlanguage.ru/ russkij/interesno

 

Интересные факты о русском языке [Элек­тронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzey-factov.ru/tag/russian

 

Правила орфографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.0

 

Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russkij-yazyk.ru

Об официальном статусе русского языка и его диалектах.

 

Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_literature/4085/Русский

Статьи по истории языка.

 

Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gruzdoff.ru/wiki/Русский_язык

Обширная статья по истории, морфологии, синтаксису
и лексике.

 

Русский язык и все правила, определения и понятия русского языка [Элек­тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.textologia. ru/russkiy/?q=394

 

Учебные материалы по русскому языку в электронном виде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/rus sian.shtml

 

 

 

Справочно-библиографическое издание

 

 

Слово, застывшее в камне:

памятники русскому языку

 

 

Информационно-библиографическое пособие

 

 

Составитель

Грищенко Юлия Владимировна

 

 

Зав. информационно-

библиографическим

отделом              

Главный редактор

Редакторы:

 

Отв. за выпуск              

 

 

Е. В. Семерикова

О. В. Кирьянова

А. Н. Гостева, И. В. Крутолапова,

С. В. Московая

Е. А. Мирошниченко

 

 

Подписано в печать 05.06.2015.

Формат 84×108/32. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Печать цифровая.

Усл. печ. л. 1,5. Уч. изд. л. 1,5.

Редакционно-издательский отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова

МУК ЦБС города Краснодара.

350000, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 87/89.

Телефон: (861) 259-28-86.

www.neklib.kubannet.ru