МУК ЦБС
ГОРОДА
КРАСНОДАРА
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова
Информационно-библиографический отдел
XXI век – век толерантности
Обзор литературы
Краснодар
2015
ББК 60.524
Д 22
Д 22 XXI век – век толерантности : обзор лит. / информ.-библиогр. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; сост. Д. У. Бекташева ; гл. ред. О. В. Кирьянова. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2015. – 22 с.
ББК 60.524
© МУК ЦБС города Краснодара, 2015
Оглавление
От составителя
Толерантность – дорога к миру
Краснодарский край – территория толерантности
Послесловие
От составителя
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов
Современный культурный человек – это образованный индивидуум, обладающий чувством самоуважения и почитаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Сегодня современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать терпимостью как основой жизненной позиции.
Толерантность как образ жизни в обществе зависит от позиции каждого человека, его лояльности к чужим мнениям, верованиям, поведению, принятие другой личности.
Каждая из культур прошлого или другой страны должна стать для индивидуума «своей», так как это постижение всегда осуществляется в познании и сравнении с отечественной. Все это становится достоянием и культурой человечества: чем более значимыми ценностями мы овладеваем, тем острее наше восприятие и желание познать еще больше. Именно это подчеркивал в своих выступлениях академик Д. С. Лихачев.
Предлагаем вам обзор литературы, посвященный этой актуальной теме. В него вошли книги за последние 24 года и периодические издания за 2 года. Особый интерес представляет раздел, посвященный вопросам толерантности в Краснодарском крае.
Издание адресовано школьникам старших классов, молодежи, сотрудникам библиотек, учителям, а также всем тем, кому не безразличны вопросы доброго и терпимого отношения друг к другу и к окружающим.
Толерантность – дорога к миру
Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.
Р. Гамзатов
На Земле проживает огромное количество народов и национальностей, их точное число неизвестно даже ученым. Но независимо от цвета кожи, языка, обычаев и культуры, любой народ и каждый человек в отдельности имеют право на счастливую жизнь, радость, понимание, сочувствие и помощь. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у всех таких человеческих качеств, как взаимные понимание и уважение, доброжелательность, сдержанность, коммуникабельность, уступчивость, терпение.
В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире – то есть без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Как утверждают историки, возникновение понятия «толерантность» связано с именем Талейран-Перигора, жившего во Франции на рубеже XVIII–XIX веков. Этот политик при самых разных правительствах умудрялся оставаться министром иностранных дел. Он был талантливым человеком во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Проявлять терпимость – это значит признавать, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Как у нас проявляются толерантные отношения? Существуют два основных метода терпимости: правовой – когда в стране появляется то или иное право, уменьшающее дискриминацию населения, и второй – через образование, которое базируется на принципах уважения чужого или иного взгляда, религии.
Декларация принципов терпимости : резолюция 28-й Генер. конф. ЮНЕСКО № 5.61 от 16.11.1995 г. // СПС «КонсультантПлюс».
В 1995 году ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» – основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения, но и указаны пути их реализации.
Как указано в тексте, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Терпимости способствуют знания, открытость, общение, свобода мыслей и убеждений. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Конституция Российской Федерации : с учетом поправок, внесен. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 60 с. – Из содерж.: Права и свободы человека и гражданина : гл. 2
Принципы толерантности, терпимого отношения в Российской Федерации, населенной более чем 160 нациями и народностями, в каждом отдельном сообществе не могут формироваться из ничего. Для этого необходима последовательная и целенаправленная работа многих государственных структур, общественных и религиозных организаций.
Россия создала законодательную базу по защите прав человека, независимо от его национальной принадлежности. Пункт 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности». А пункт 2 ст. 29 звучти так: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Вульфсон, Б. Л. Миграционные процессы в современном мире и образование / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 103–109.
Массовые миграции регулярно происходят в истории человечества. Люди перемещаются по планете, спасаясь от войн, стихийных бедствий, в поисках лучшей жизни и просто из любопытства. В эпоху современной глобализации они интенсифицировались и приняли невиданные масштабы. Поэтому возникла необходимость понять психологические законы, которым подчиняется поведение переселенцев: как человек входит в иное культурное пространство, как приспосабливается к незнакомой среде.
В статье раскрываются проблемы межкультурного диалога и предлагаются разработки методологии действий по достижению большей толерантности во взаимоотношениях людей разных этносов.
Галузина, О. Профилактика экстремизма и ксенофобии / О. Галузина // Не будь зависим, скажи нет наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2015. – № 1. – С. 6–9.
В современном мире активизировалась деятельность асоциальных молодежных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций; участились нарушения общественного порядка на этнорелигиозной и политической почве. Молодежные группировки стали более агрессивными, организованными, политизированными. В последнее десятилетие проблемы экстремизма и терроризма актуализировались во многих регионах мира, превратились для большинства стран в угрозу международной и национальной безопасности.
Поэтому перед образовательными организациями РФ встал вопрос: какие меры предпринимать для профилактической, воспитательной и пропагандистской работы по предупреждению экстремизма и формирования установок толерантного поведения детей и подростков. В статье рассказывается о том, как решаются эти вопросы.
Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало : популярные лекции по народоведению / Л. Н. Гумилев. – Москва : Айрис ПРЕСС, 2003.
Одна из самых популярных отечественных книг выдающегося отечественного историка и географа Л. Н. Гумилева представляет собой цикл лекций по народоведению, пользовавшихся огромным успехом в 80-е годы прошлого столетия. В увлекательной форме изложено развитие этносов, гибель и крушение великих империй на примерах из жизни многих народов античной и средневековой Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии, Америки и деятельности их выдающихся представителей, оставивших яркий след в истории.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 4 : Р–V / В. И. Даль. – Москва : Рус. яз. – 1998. – С. 401–402.
В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку терпимости: «терпливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать…».
Лебедева, Н. Контакт с иной культурой / Н. Лебедева // Духовный мир человека : Т. 18. – Москва : Аванта, 2004. – С. 398–422.
В разных культурах люди ведут себя по-разному на работе, дома или в общественных местах. Например: греки оценивают поведение американцев на работе как бесчеловечное, холодное, чересчур нацеленное на производительность. Они же часто действуют, исходя из дружеских отношений, не видя разницы между служебным и дружеским общением. Поэтому эмигранты из Греции не могут в США усвоить свои должностные роли.
Неодинаковы в разных культурах представления о социальной роли учителя и ученика. В ближневосточных странах отношения такие: педагога следует бояться, как боитесь вы Аллаха. Когда входит в класс преподаватель, все встают, при встрече с ним на улице кланяются. У иранцев профессор, который разрешает относиться к себе без должного почтения, не воспринимается студентами всерьез. Они теряют уважение к такому педагогу. А американский преподаватель, в свою очередь, держится со студентами на равных и того же ожидает от них.
В японском обществе ценятся взаимозависимость и гармония в отношениях. Чтобы не произвести впечатление настойчивого и напористого человека, японцы предпочитают употреблять слова: «возможно», «вероятно», «может быть».
Арабы стараются быть сверхубедительными. На приглашение отобедать одного «Нет!», сказанного гостем, недостаточно. Надо отказ произнести несколько раз, сопровождая его восклицанием «Клянусь Аллахом!». Простое «нет» может восприниматься как туманное выражение согласия. При встрече с друзьями или соперниками арабы с одинаковой приветливостью обнимаются, держатся за руки, достигая сильного ощущения присутствия другого человека.
Данная энциклопедия посвящена самым сущностным сторонам внутреннего мира людей, таким как потребность в познании, смысле жизни, ценностях, идеалах.
Лихачев, Д. С. Письмо третье. Самое большое / Д. С. Лихачев // Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном. – Санкт-Петербург : БЛИЦ, 1999. – С. 7–8.
Есть такая притча. Когда Бог сотворил Землю, она колебалась и дрожала, пока не были воздвигнуты на ней горы, чтобы твердь стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: «О Боже! Есть ли в Твоем творении что-нибудь крепче этих гор?». Бог отвечал: «Железо крепче гор, так как оно разбивает их». – «А есть что-нибудь сильнее железа?» – «Да, – отвечает Бог, – огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его». – «А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?» – «Есть вода, так как она тушит огонь». – «О Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?» – спросили ангелы. «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться». – «О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?» – «Есть. Добрый человек, подающий милостыню».
Давайте посмотрим, как рассуждает о цели жизни академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Все верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные. Их нужно воспитывать. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою».
Клепцова, Е. Ю. Проблема терпимости и толерантности в религиозных концепциях / Е. Ю. Клепцова // Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – Москва : Академический Проект, 2004. – С. 17–19.
Впервые проблема терпимости была поставлена в религиозных концепциях и, в первую очередь, древних религиях стран Востока. Характер многих религий там отличался открытостью, способностью к интеграции близких религиозных систем, проповедовал терпимость. С появлением джайнизма (VI–V вв. до н. э.) провозглашаются принципы терпения и смирения, как важнейшие этические каноны общежития, отход от которых нарушает ход ахисмы (отказ от ненасилия) и отрицательно сказывается на карме.
У буддизма (VI–V вв. до н. э.) много общего с джайнизмом. Согласно ведущему этическому принципу ахисмы, в этой религии провозглашается непротивление злу насилием, причем терпимости отводится пассивно-благожелательная позиция. Она состоит в смирении, в неуглублении страданий.
В индуизме, в частности в «Бхагавадгите», придается большее значение смирению, терпению и терпимости. Здесь вырисовывается целостная концепция последней, которая выступает и как ценность, и как знание, и как божественное качество, и как форма аскетизма тела.
Наиболее активную позицию терпимость занимает в даосизме, где провозглашается принцип У-вэй (недеяние), который в интересующем нас контексте может быть рассмотрен как «деяние–через–недеяние», где терпимость выступает как активная форма недеяния, главное условие ненасильственного сопротивления.
Пожалуй, наиболее противоречивыми являются взгляды на терпимость в исламе. С одной стороны, там оправдывается религиозная нетерпимость, достаточно вспомнить священную войну джихад, а с другой стороны, приветствуются прощение, терпение, способность сдерживать негативные эмоции и совершать добрые поступки.
В христианстве проблема терпимости решается наиболее последовательно, особенно в части, касающейся непротивления и любви к своим врагам. Терпение и смирение здесь считаются важнейшими добродетелями.
Клепцова, Е. Ю. Терпимость и толерантность в философско-этических учениях / Е. Ю. Клепцова // Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования. – Москва : Акад. проект, 2004. – С. 19–21.
Многие философские концепции терпимости и толерантности вытекают из религиозных. Это ярко видно на примере русской теории. Особый вклад в разрешение этой проблемы внесли Л. Н. Толстой (концепция непротивления злу насилием) и Н. К. Рерих (идея терпимости как активной формы взаимодействия). Сюда можно отнести взгляды И. А. Ильина, М. М. Тареева, С. Н. Трубецкого, В. В. Розанова о веротерпимости.
Наиболее последовательно проблематика терпимости раскрыта у Л. Н. Толстого в его концепции о непротивлении злу насилием. Чтобы быть готовым к этому, человек должен побороть гордыню, стремление выделиться, быть лучше других, воспитать в себе терпимость, которая отождествляется великим писателем со смирением. Именно в нем он видит спасение каждого индивидуума и всего населения планеты.
Л. Н. Толстой раскрывает некоторые содержательные характеристики смирения. К ним можно отнести гибкость – как проявление мудрости, силы духа; преодоление в себе гордости, самовозвеличивания, стремления выделиться, прославиться, которые, в свою очередь, показывают низость духа; неделание – как сознательный отказ от злых поступков; любовь.
О духовном терпении, как национальной особенности русского характера, пишет И. А. Ильин, причем философ связывает его со смирением, полагая, что именно безропотность побуждает любовь, увеличивает ценность человека и возвышает его духовно. Ученый подчеркивает активную форму терпения, приводящую к совершенствованию духа, творческой активности.
Заслуживает внимания точка зрения В. В. Розанова о религиозной терпимости. Для философа это осознание ценности друг друга, «разговор на равных», признание того, что «в страдании святость».
Крысин, Л. П. Современный словарь иностранных слов : свыше 7 000 слов и выражений, толкование значений, происхождение, употребление / Л. П. Крысин ; РАН. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 2012. – 610 с.
Обратимся к пониманию толерантности в разных культурах. Так, в английском языке в соответствии с трактовкой Оксфордского словаря – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
Таким образом, понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов.
В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». В «Современном словаре иностранных слов» ей дается следующее определение: «tolerantia (лат.) – терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность, способность переносить неблагоприятное воздействие».
Мигрантизация : [цикл ст.] // Знание–сила. – 2015. – № 2. – С. 19–40.
В ходе большого исследования, предпринятого Центром социально-трудовых прав и Центром этнополитических и региональных исследований в 2013 году, ученые решили сравнить положение приехавшего на заработки мигранта с положением российского рабочего, занятого тем же трудом. И что же получилось? Как утверждают ученые, земля у нас приходит в страшное запустение. Молодежь стремится в города – чем крупнее, тем лучше. Оголяются огромные пространства, на которых некому жить. Так почему бы не заселить их мигрантами? О том, поможет ли это решить наши демографические, а тем самым и экономические проблемы, и что об этом думают специалисты, и идет разговор в журнале «Знание–сила».
Мы часто слышим выражение: «Ксенофоб несчастный» – это, собственно, кто такой? Что именно превращает наших соотечественников в людей, с неприязнью относящихся к трудовым мигрантам?
В данном цикле статей вы узнаете о миграции и трудовых переселенцах, о заселении нашей страны приезжими из бывших советских республик и существующей демографической яме, о неприязни россиян к чужакам.
Народы мира : энцикл. / [ред. совет: А. О. Чубарьян (пред.), В. В. Ищенко, С. Г. Кордонский и др.]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 638 с. : цв. ил.
По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на едином языке. Возгордившись, они стали строить Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли легко договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
Многие хотели бы знать, сколько наций живет на планете. Но ответить на этот вопрос не в силах даже ученые. В справочном издании представлено краткое описание более 600 народов мира. В каждой статье приведены данные о расовой принадлежности этноса, численности, местах проживания, языке общения и веровании. Описываются традиционные жилища, одежда, пища, а также общественное устройство, обычаи, а в ряде случаев происхождение и краткая история народа. В приложение вошли статьи о классификации рас, генеалогическом и морфологическом разделении языков человечества, религиях мира.
Народы России: праздники, обычаи, обряды / [сост. Е. В. Широнина]. – Москва : РОСМЭН, 2012. – 95 с. : цв. ил. – (Детская энциклопедия Росмэн).
Культурное многообразие и этническая карта России формировались многие столетия под влиянием различных факторов: окружающей среды, хозяйственной деятельности, миграций, завоеваний. Множество народов объединились в единое государство и сберегли при этом себя, свой язык. Сохранение самобытной культуры всех наций дает мощный толчок и силу для развития духовного потенциала, самовыражения, питает каждую народность. Сегодня представляется важным соединить исторические традиции российского гуманизма с новыми принципами демократии, толерантности и формирующегося гражданского общества, в котором все россияне – жители одной страны.
В издании дается картина культурного многообразия наций, формировавшихся на протяжении многих веков. Представлены праздники, обычаи и традиции народов Российской Федерации.
Психодиагностика толерантности личности / [под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой]. – Москва : Смысл, 2008. – 172 с. – (Психодиагностические монографии).
В современном мире угроза психотравмирующих факторов неуклонно возрастает. Все возрастающий ритм жизни, безумный калейдоскоп событий, груз ответственности, дефицит общения – все это определяет высокую экстремальность современного существования и, следовательно, предъявляет больше требований к психологической устойчивости человека. По сравнению с ними скорость эмоционально-нравственного взросления индивидуума намного ниже. Такое несоответствие вплотную ставит перед специалистами проблему психологической устойчивости и требует заняться ею всерьез, причем не только в жизни отдельной личности, но и в глобальных всечеловеческих масштабах.
Практическое пособие включает конкретные методы, позволяющие исследовать различные аспекты толерантности как психофизиологической и социально-психологической устойчивости индивидуума. Пособие адресовано психологам, социологам, педагогам, студентам и аспирантам.
Рерих, Н. К. О Вечном… : сб. / Н. К. Рерих. – Москва : Политиздат, 1991. – 173 с.
Проблематике терпимости посвящены работы Н. К. Рериха. Человек, обделенный ею, в понимании русского философа и писателя «не милосерден... не великодушен и не знает доверия». Терпимость приобретается путем воспитания в себе этого качества, а испытание ею, как полагает Рерих, есть одно из самых высоких. Важным условием формирования терпения–терпимости в себе философ видит сдерживание раздражительности, изжитие личностных страхов и эгоцентризма, а также культивирование внутри любви. Русские философы отождествляли терпение с терпимостью, которые закаляются «в несправедливости справедливых страданий».
Чубарьян, А. Мы показали многомерность истории / А. Чубарьян ; подгот. О. Филина // Огонек. – 2015. – № 9. – С. 17.
Пока политики враждуют, ученые пытаются договориться: в марте 2015 г. в Германии состоялась презентация российско-германского учебного пособия по истории. Совместный учебник по истории для учителей средних школ скоро будет представлен и в России. На протяжении 12 лет историки двух стран искали общий язык, чтобы создать пособие, затрагивающее знаковые эпизоды той или иной эпохи. Некоторые темы оказались спорными, например, пакт Молотова–Риббентропа, Сталинградская битва и др.
Авторы не пытались вынести кому-то вердикт, выработать официальную точку зрения по ключевым событиям нашей истории, а в первую очередь стремились представить разные суждения и показать многомерность прошлого. В том случае, когда мнения российских и немецких исследователей существенно расходятся, – статьи помещены рядом в рамках одной темы. Одна из целей учебника – научить школьников уважать чужую точку зрения, позицию другой стороны. Благодаря этому, издание имеет большое общественно-политическое значение, особенно сейчас. Его появление доказывает, что наука, культура и образование могут подниматься над политическими страстями и объединять людей, учить их слушать друг друга.
Краснодарский край – территория толерантности
Исторически сложилось так, что в нашем крае в тесном соседстве оказались люди, говорящие на разных языках, исповедующие различные религии и придерживающиеся сходных или, наоборот, совсем непохожих обычаев. Такое соседство, несмотря на определенные сложности, бесспорно, является благом, поскольку создает условия для взаимного обмена опытом и духовного обогащения – ведь культура каждого народа неповторима! Не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к традициям друг друга – один из лучших путей к достижению взаимопонимания.
Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае на 2013–2017 годы» : постановление главы адм. (губернатора) Краснодар. края от 1 авг. 2012 г. № 833 (ред. от 28.05.2013) // СПС«КонсультантПлюс».
Администрацией Краснодарского края сфере межэтнических отношений уделяется особое внимание. Программа направлена на поддержку и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, повышения уровня информированности населения об этническом разнообразии, истории и культуре всех народов, проживающих на Кубани. В ходе ее реализации проводятся праздники национальных общин, фестивали культур народов, осуществляется поддержка сайта Центра национальных культур г. Краснодара. На его страницах содержится информация об истории народностей, населяющих край, о деятельности национально-культурных общественных организаций, законодательных актах Российской Федерации и Краснодарского края в сфере межнациональных отношений.
Уже несколько лет действует муниципальная ведомственная целевая программа профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений в Краснодаре. Средства, выделяемые по программе, идут, в том числе, и на проведение круглых столов, научно-практических конференций, фестивалей, которые рассчитаны на знакомство с традициями и культурой разных народов.
Краснодар – город межнационального сотрудничества : [информ. буклет]. – Краснодар : Краснодар. издат.-полиграф. комплекс, [2005?]. – 24 с.
Краснодар является многонациональным городом, на территории которого проживают представители 120 народностей. Несмотря на пестрый состав, межнациональные отношения в краевом центре стабильны, без открытых противостояний и конфликтов. На территории города действует свыше 60 национально-культурных объединений. Крупнейшим из них на юге России является Центр национальных культур, созданный по инициативе администрации Краснодара и городского Совета народных депутатов в 1992 году. Деятельность этой организации направлена на сохранение мира и укрепление межнационального сотрудничества.
Изучение языков, проведение праздников разных народов, совместных вечеров позволяет узнать особенности культуры каждой из представленных национальностей. Достижения Центра нацкультур высоко оценены такими международными организациями, как ООН и ЮНЕСКО. В этой книге вы подробно узнаете о его деятельности.
Краснодар – город мира // Краснодар. изв. – 2014. – 4 сент. – С. 6. – (Дом ста народов).
В статье рассказывается о том, что благодаря реализации проекта «Краснодар – город мира», уже второй год ученики краснодарских школ знакомятся с культурой, традициями, обычаями различных этнических групп, проживающих на территории Кубани. Дни культуры народов, организованные Центром национальных культур, проходят в рамках реализации городской целевой программы профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений.
Из статьи вы узнаете, в чем же заключается суть данного проекта.
Кубань многонациональная : этнограф. слов.-справ. / В. И. Колесов [и др.]. – Краснодар : Адм. Краснодар. края, 2007. – 233 с.
Кубанская земля считается одной из самых многонациональных в стране. На ее территории проживают представители 124 народов. На протяжении всей истории нашего края это всегда было одним из основных его богатств и достоинств. Но в то же время такое обилие диаспор требует к себе постоянного внимания. Национальная государственная политика не строится на пустом месте, она сохраняет преемственность в традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, в котором было много ценного.
В разделе «Очерки из истории народов Кубани» вы познакомитесь с историей и культурой основных этнических групп нашего региона. В приложениях узнаете о составе народностей Краснодарского края по данным Всероссийской переписи 2002 года. Там же представлены сведения о зарегистрированных национальных общественных объединениях.
Павелко, Н. Н. Культура толерантности в традициях народов Северного Кавказа / Н. Н. Павелко // Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Юга России: история и современность : сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар : ИМСИТ, 2007. – С. 198–212.
Северный Кавказ – регион сложный в языковом, этническом, религиозном отношениях. Здесь на довольно небольшой территории издавна бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйствования, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сформировалось в давние времена и сохраняется на протяжении многих веков. Особенностью региона можно считать и то обстоятельство, что многочисленные различия и несходства существовали не только между этносами, но зачастую и внутри одной народности – нередко отдельные села, общины были обособлены друг от друга, что приводило к формированию «своих», локальных традиций и обычаев внутри каждого села. В целом принцип доброжелательного, миролюбивого отношения к окружающим признавался необходимым на всех уровнях – от семьи до общины.
Старинное аварское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю». Согласно нормам «нохчалла» – своеобразного кодекса чести чеченцев – требовалось проявлять уважение к любому человеку, причем почтение тем большее, чем более он далек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в судный день; не прощается оскорбление, причиненное человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда… У дагестанских народов при совершении торговых сделок считалось предосудительным при прочих равных условиях отдавать предпочтение покупателю-мусульманину перед иноверцем.
Важная предпосылка для взаимопроникновения культур – это и горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталычество. Чеченские обычаи хлебосольства предполагали, например, что гостю не только давались кров и пища, но и оказывалось содействие в его делах, а также вооруженная защита в случае необходимости.
Взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков содействовал обычай аталычества – обмена детьми в семьях. Между казаками и чеченцами было принято отдавать ребят на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты, обычаев и т. д.
Традиции гостеприимства, отличавшиеся у отдельных народов некоторым своеобразием, повсеместно имели сакральное обоснование: посетивший ваш дом – посланник Бога. «Гость от Бога» – такова распространенная на Кавказе пословица. А если хозяин не оказал почета, то и поле у него не заколосится – так говорили в Дагестане. Нации этого региона накопили богатейший опыт взаимной терпимости, разумного приспособления, достойных компромиссов, разностороннего сотрудничества. С обычаями гостеприимства, куначества, аталычества у народов Кавказа вы познакомитесь, прочитав данную статью.
Трамвай дружбы : торжеств. запуск трамвая состоялся в Краснодаре [23 мая 2014 года] // Кубань сегодня. – 2014. – 27 мая. – С. 1.
Краснодар – это место, где тесно переплетаются судьбы разных народов. И что важно – их культуры взаимодополняют и обогащают друг друга. Представители студенчества города выступили с идеей проекта «Дружелюбный трамвай», цель которого – знакомство с историей различных диаспор, формирование толерантного сознания и поведения в краевом центре. Отличительная особенность вагончика заключается в особом стилизованном оформлении, характеризующем многонациональность Краснодара. Образ такого трамвая должен наводить горожан на мысли о межкультурном диалоге и дружбе между народами.
Запуск «Трамвая дружбы» состоялся 23 мая 2014 года. По пути следования на остановках его встречали студенты краснодарских вузов и колледжей, подготовившие различные национальные гостиные с презентацией культур народов нашего края. Яркий вид трамвая дополняют фраза «Краснодар – наш общий дом!» и цитата Н. А. Бердяева «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути». «Трамвай дружбы» курсировал в краевом центре в течение полугода. Организаторами акции стали управление по делам молодежи города и студенческий совет на общественных началах при главе муниципального образования г. Краснодар.
Хушт, З. Город, комфортный для проживания / З. Хушт // Краснодар. изв. – 2015. – 17 янв. – С. 3.
Интерес к межнациональной проблематике в столице Кубани достаточно велик. По результатам социологического исследования «Межнациональные отношения в Краснодарском крае», 77,9 % опрошенных считают наш город комфортным для проживания, в том числе и в плане межэтнического взаимодействия.
Статья рассказывает о том, какие меры, способные наладить и поддерживать благоприятный межнациональный климат, предлагают респонденты.
Послесловие
Не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга – один из ведущих путей к достижению взаимопонимания.
В последнее время наблюдается повышенный интерес части населения к своим корням, национальной истории, народной культуре. Это следствие интенсивных межэтнических контактов, вызванных массовой миграцией, обменом школьниками, студентами, специалистами, туризмом, средствами массовой коммуникации. Подобные контакты актуализируют этническую идентичность, поскольку лишь через сравнение можно вполне осознать свою «русскость», «украинство», «еврейство» и т. д.
Но вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное – общечеловеческое: в русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и темы.
При оформлении обложки использованы изображения с сайтов:
http://www.tolera№ce.ru/
http://ju№gterra.ru/yazyk–cveta–v–raz№yx–kulturax–drev№ij–vostok/
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
XXI век – век толерантности
Обзор литературы
Составитель
Бекташева Деляра Умеровна
Главный редактор О. В. Кирьянова
Редакторы: А. Н. Гостева, И. В. Крутолапова, С. В. Московая,
Е. В. Семерикова
Отв. за выпуск Е. А. Мирошниченко.
Подписано в печать 19.06.2015.
Формат 84´108/32. Бумага офсетная.
Гарнитура Times New Roman. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 1,37. Уч.-изд. л. 1,37.
Редакционно-издательский отдел МУК ЦБС города Краснодара,
ЦГБ им. Н. А. Некрасова.
350000, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 87/89.