МУК ЦБС
ГОРОДА
КРАСНОДАРА
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова
Информационно-библиографический отдел
Слово, застывшее в камне:
памятники русскому языку
Информационно-библиографическое пособие
Краснодар
2015
ББК 81.2Рус
Слово, застывшее в камне: памятники русскому языку : информ.-библиогр. пособие / информ.-библиогр. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. Ю. В. Грищенко]. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2015. – 23, [4] с. : цв. ил.
ББК 81.2Рус
© МУК ЦБС города Краснодара, 2015
Оглавление
От составителя Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения Памятники русскому языку Памятники русскому языку в Краснодарском крае Приложение 1. Жемчужное русское слово: методические разработки и сценарии в помощь библиотекарям, учителям, школьникам (рекомендательный список литературы) Приложение 2. Великие о великом: высказывания знаменитых людей о русском языке Приложение 3. О русском языке на страницах Интернета (рекомендательный список интернет-ресурсов) |
|
Дорогие читатели! Мы с вами говорим на одном из богатейших языков мира, языке, на котором созданы прекрасные образцы художественной литературы. Однако существует ряд проблем, которые
не могут не волновать людей, искренне стремящихся к процветанию нашей Родины: безграмотность, засорение языка иностранными словами. Кроме того, в странах бывшего СССР стремительно развивается такое понятие, как «русофобия» – ненависть, неприязнь и предвзятое отношение к русскому народу и языку, в частности. В связи со сложившимися обстоятельствами последних лет забота о состоянии и развитии современного русского языка становится все более актуальной.
В целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом разработана федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011–2015 годы.
Все большее значение в деле сохранения и развития родной речи приобретает работа библиотек. Поэтому ко Дню русского языка библиографами ЦГБ им. Н. А. Некрасова подготовлено информационно-библиографическое пособие «Слово, застывшее в камне». В нем вы найдете интересные факты о российских памятниках, посвященных создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, отдельным буквам русского алфавита и знакам препинания. Составитель не претендует на полноту информации обо всех арт-объектах, в издание включены рассказы о наиболее оригинальных и интересных, на взгляд автора, монументах.
Пособие состоит из вступительной статьи, основного раздела, в котором отдельно дана краеведческая информация, и трех приложений. В первое из них, представляющее собой рекомендательный список методических разработок и сценариев, вошли книги за последние 18 лет, статьи из периодики – за последние 5 лет; материал расположен в алфавите авторов и заглавий.
Издание адресовано школьникам старших классов, молодежи, сотрудникам библиотек и всем, кто проявляет живой и творческий интерес к русскому языку, желает приобщиться к его богатствам.
Русский язык – это национальный язык русского народа, включающий в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы, профессионализмы и др.
У истоков русского литературного языка стояли М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, который в своем творчестве соединил высокую книжную речь предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Столетиями мастера слова (М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. Горький, К. Г. Паустовский А. Т. Твардовский и др.) и ученые-филологи (Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и др.) совершенствовали русский язык, доводили его до тонкости, создавая для нас словарь, грамматику, образцовые тексты.
Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский писал о том, что «каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». Русским языком восхищались многие писатели и философы мира, их высказывания вы найдете в приложении 2 нашего пособия.
Сегодня за рубежом все больше увеличивается количество людей, которые говорят на русском и желают в оригинале читать А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и Л. Н.Толстого.
В целях популяризации, сохранения, развития и изучения русского языка и литературы как части мировой культуры, в 1967 году в Париже была организована Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
В нашей стране в 1944 году создан Институт русского языка им. В. В. Виноградова, деятельность которого направлена на разработку и внедрение стандартов языка, оценку речевых инноваций и др. Проблемами преподавания русского языка как иностранного занимается Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, основанный в 1966 году.
Двадцать пятого октября 1991 года Правительством был принят Закон № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», в котором определены основные сферы функционирования русского языка как государственного. Права граждан РФ на пользование государственным языком, защиту и развитие языковой культуры обеспечивает и Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Об интересе к русскому языку говорит появление в нашей стране, в том числе на территории Краснодарского края, множества мемориалов, посвященных славянским просветителям, и арт-объектов в виде букв. Обозревая памятники, хочется видеть на пьедестале и сам Русский язык. В связи с чем вспоминаются слова И. А. Ильина: «Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык...».
Огромная миссия в деле сохранения родной речи, привития любви к языку лежит на плечах учителей и библиотекарей. Они своим ежедневным трудом и влекут общество к той упомянутой философом высоте познания, организуя просветительские и образовательные мероприятия и акции (библиографический список лучших сценариев дан в приложении 1).
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://www.naexamen.ru/rus/1_1.shtml
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E9_%FF%E7%FB%EA
http://europe-today.ru/2013/12/evropejcy-interesuyutsya-russkim-yazykom/
Был торжественно открыт в мае 2007 года в Белгороде в рамках Дней российской литературы в Центральном федеральном округе.
«Этот памятник – единственный в России. В его композиции отражена святость русского языка, его исторические корни, тесная связь языка с православием», – сказал губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Он отметил, что по своему общественному резонансу это событие выходит далеко за рамки региона. «Русский язык, русское слово − общее достояние всех народов России. Именно на основе русского языка произошло объединение многонациональной России в единое государство», – подчеркнул Е. Савченко.
Монумент работы белгородского скульптора Анатолия Шишкова выполнен в виде бронзовой книги, на раскрытой странице которой высечены буквы славянского алфавита. Венчают памятник слова из Евангелия: «В начале было слово...». Композиция является символом борьбы за чистоту родного языка.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://www.bgunb.ru/RussianLang/%CF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA_1.html
http://www.2do2go.ru/bel/places/28973/skulpturnaya-kompoziciya-russkoe-slovo
Памятник Кириллу и Мефодию, Мурманск
Двадцать четвертого мая 1986 года по инициативе заполярных писателей, в первую очередь Виталия Маслова, в Мурманске – впервые в СССР – торжественно отмечали День славянской письменности и культуры, вскоре объявленный государственным праздником.
В 1988 году в Болгарии у В. С. Маслова возникла идея, в знак признательности мурманчанам, подарить городу памятник просветителям, создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.
Почти пять тысяч километров предстояло проделать трейлеру, везшему шестиметровый монумент из Софии через Варну, Одессу, Киев, Минск, Новгород и Петрозаводск в Заполярье. И 22 мая 1990 г.
в сквере перед зданием Областной научной библиотеки в Мурманске прошло торжественное открытие памятника.
Скульптурная композиция представляет собой авторскую копию известной работы болгарского мастера Владимира Гриновски.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://letopisi.org/index.php/Памятник_Кириллу_и_Мефодию_в_Мурманске
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7674
Памятник Кириллу и Мефодию, Москва
Открыт 24 мая 1992 года, в День славянской письменности и культуры, недалеко от Славянской площади в столице. Скульптор – Вячеслав Клыков, архитектор – Юрий Григорьев.
Монумент изображает братьев, держащих в руках крест и Писание. На постаменте высечено: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».
У подножия установлена неугасимая лампада.
Ежегодно на площади возле скульптурной группы проходит фестиваль славянской письменности и культуры.
Информация подготовлена по материалам сайта:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Кириллу_и_Мефодию_(Москва)
Памятник Кириллу и Мефодию, Владивосток
Возведен на вершине Орлиной сопки во Владивостоке благодаря инициативе ректора Дальневосточного государственного технического университета Г. П. Турмова и спонсорству меценатов 1 июля 2006 г. Это единственный на Дальнем Востоке мемориал монахам-просветителям Кириллу и Мефодию.
Авторы проекта – скульптор Эдуард Барсегов и архитектор Валерий Моор.
Монумент, выполненный в металле и граните высотой 18 м, представляет собой фигуры братьев с азбукой и крестом в руках, за ними – колокольня с золоченым куполом.
Информация подготовлена по материалам сайта:
http://vladik.me/place/pamyatnik-kirillu-i-mefodiyu.html
Памятник букве «А», Новосибирск
Установлен в 2007 году в сквере у театра «Глобус» во время проведения Летнего фестиваля дизайна.
Автор памятника Петр Шабалин задумывал проект «Городской алфавит»: предполагалось расставить литеры величиной с человеческий рост в разных уголках Новосибирска и предложить оформить их местным художникам. Букву «А» расписал Юрий Сокольников.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://www.etovidel.net/sights/city/novosibirsk/id/pamiatnik_bukve_a_
http://www.ratanews.ru/news/news_18042013_18.stm
Памятник букве «Ё», Ульяновск
Буква «Ё», введенная в обращение Николаем Михайловичем Карамзиным в XVIII веке, как известно, постепенно уходит из печати. В Ульяновске 4 сентября 2005 года, в день 160-летия со времени открытия и освещения памятника писателю, перед новым зданием областной научной библиотеки был установлен мемориал «исчезающей» букве.
Художник Александр Зинин увековечил литеру именно такой, какой она увидела свет впервые в слове «слёзы» на 166-й странице альманаха «Аониды»: воспроизведены даже все неровности того типографского оттиска 1797 года.
Первоначально памятник был выполнен из черного гранита, а сама буква сделана контрастной − белой. Этот монумент вызвал много критических отзывов со стороны ульяновцев и 3 ноября 2005 года был заменен на стелу из красного и серого гранита высотой более 2 м.
Информация подготовлена по материалам сайта:
http://www.bgunb.ru/RussianLang/Памятник_2.html
Арт-объект
«Утраченные буквы русского алфавита», Ульяновск
Установлен в 2014 году во Владимирском саду Ульяновска
по инициативе краеведа Сергея Петрова как памятник буквам, которые когда-либо были утрачены или признанным «лишними» в русском алфавите: ижица (Ѵ), ять (Ѣ), фита (Ѳ) и др. Воплотить замысел помогли скульптор Дмитрий Потапов и резчик Александр Артемьев.
Арт-объект представляет собой высокий деревянный столб,
на котором высечены литеры. По задумке автора, он должен стать своеобразным напоминанием о необходимости чтить историю, знать своих земляков, родной язык.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://www.rutraveller.ru/place/118972
http://ulpressa.ru/2014/07/25/rasstavit-tochki-nad-pamyatnikom/
Памятник букве «М», Казань
С июля 2005 года в столице Татарстана стоит самая большая буква «М» в нашей стране. Ее высота 45 метров. Литера реализована в пилоне вантового моста «Миллениум», названного так в честь тысячелетнего юбилея Казани, в канун которого он был сдан.
Информация подготовлена по материалам сайта:
Памятник букве «О», Вологда
Был установлен 29 июня 2012 года к 865-летию Вологды в парке на Соборной горке и стал символом окающей речи вологжан.
Инициаторами создания памятника выступили студенты Вологодского института бизнеса. На сайте вуза они организовали открытое обсуждение внешнего вида монумента и материалов, из которых он должен быть изготовлен.
Этот истинно народный проект представляет собой стилизованную, украшенную причудливыми завитками букву «О» высотой около 2,5 м.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://www.infobps.ru/dostoprim/buki_bukva_o.htm
http://www.ratanews.ru/news/news_18042013_18.stm
Памятник букве «П», Пермь
«Пермские ворота» – художественный проект Николая Полисского, возведенный в 2011 году, – находятся у центрального железнодорожного вокзала города в Парке камней.
Триумфальная арка имеет четыре грани, смотрящие в разные стороны света. На ее создание понадобилось свыше 5 200 еловых бревен. Чтобы привлекать любопытные взоры в ночное время, памятник оснащен специальной подсветкой.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.pokurortam.ru/05301333593614/
Арт-объект «Книга – источник знаний», Омск
Установлен в июне 2005 года у входа в магазин «Центр-книга»
в Омске. Автор проекта – Александр Капралов.
Скульптура выполнена из сплавов различных металлов методом электродуговой сварки и представляет собой раскрытую книгу весом более 200 кг. На ее страницах изображены персонажи сказок и буквы.
Трактовка мастера до сих пор осталась неизвестна широкой публике, поэтому каждый может додумать ее сам.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://www.rutraveller.ru/place/117533
http://www.alladolls.ru/gallery2/main.php?g2_itemId=35616
http://www.lib.omsk.ru/VIII_Resursy/8_4_bibl_prod/skulpt/html/sk4.html
Памятники русскому языку
в Краснодарском крае
Поклонный крест Кириллу и Мефодию, Краснодар
Расположен в начале улицы Красной перед собором Александра Невского. В центральной части креста изображен лик Иисуса Христа, внизу – основатели славянской словесности Кирилл и Мефодий.
С обратной стороны начертаны их имена.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://tvil.ru/city/krasnodar/attractions/6796/
http://www.nedkub.ru/cityKrasnodar_4.html
Памятник русскому языку, пос. Мостовской
Установлен в 2003 году в День славянской письменности и культуры в самом центре поселка Мостовского.
Монумент выполнен из красного мрамора в форме большого куба. На камне высечены слова И. С. Тургенева: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».
Информация подготовлена по материалам сайта:
http://www.dg-yug.ru/a/2013/07/12/Gordost_Kubani_Mostovsk
Памятник просветителям Кириллу и Мефодию, ст. Каневская
Открыт 2 октября 2012 года в станице Каневской к 100-летию Свято-Покровского храма.
Памятник был отлит в Ростове-на-Дону по эскизам местного скульптора Дмитрия Лындина. Фигуры святых братьев выполнены в соответствии с церковными канонами и достигают четырехметровой высоты.
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://kubanphoto.ru/forum.php?action=topic&;topic=809535
http://kanevskaya.info/news/516
Памятник знакам препинания, ст. Азовская
Установлен во дворе гимназии ст. Азовской в июне 2014 года. Его автор – семиклассница Ярославна Куйбышева.
Арт-объект представляет собой раскрытую книгу в человеческий рост, на страницах которой изображены все знаки препинания, кроме кавычек и скобок.
Мемориал выполнен из листового металла на средства педагогов школы. Директор учебного заведения отметил, что этот проект – часть научной работы Ярославны по истории российской пунктуации: школьница стала лауреатом региональной научно-практической конференции и всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ.
Памятник знакам препинания в кубанской станице – первый в России и третий подобный в мире.
Информация подготовлена по материалам сайта:
http://ria.ru/society/20140604/1010649092.html#ixzz3VBo6zmz0
Книги
Волина, В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : чайнворды, кроссворды, словокаты / В. В. Волина. – Москва : АСТ-Пресс, 1997. – 64 с. : ил. – (Школьникам, учителям, родителям. Занимательный русский язык).
Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – Москва : Новая шк., 1994. – 445 с. : ил. – Содерж.: Занимательное азбуковедение ; Веселая грамматика ; В гостях у слова.
Гриценко, Р. М. Смотри в корень! : олимпиады, викторины, конкурсы, турниры по рус. яз. : 9–11 кл. / Р. М. Гриценко. – Краснодар : Традиция, 2014. – 321 с.
Гриценко, Р. М. Умникам и умницам : олимпиады, викторины, конкурсы по рус. яз. : 5–8 кл. / Р. М. Гриценко. – Краснодар : Традиция, 2013. – 213 с.
Пирогова, Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе : приятное с полезным / Л. И. Пирогова. – Москва : Шк. пресса, 2004. – 139 с. : ил. – (Русский язык и литература в школе : б-ка журнала «Русская словесность». Вып. 15).
Савенкова, Л. Б. Мы в зеркале пословиц : кн. для чтения для учащихся ст. кл. общеобразоват. шк. / Л. Б. Савенкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 125 c. – (Библиотека школьника).
Издание посвящено этнокультурологическому и семантическому анализу русских пословиц и поговорок. В нем в научно-популярной форме излагаются общие положения паремиологии – науки, исследующей подсистему устойчивых фраз анонимного характера, которые употребляются с дидактической целью, – раскрывается связь культуры русского народа и его языка, анализируются источники и пути возникновения пословиц и поговорок, описываются отдельные тематические группы в соответствии с отражением
в них народной философии, этики, эстетики и т. п. Материалы, подготовленные Л. Б. Савенковой, могут быть полезны не только на факультативных занятиях по русскому языку, но и при проведении разнообразных внеклассных мероприятий – викторин, КВНов, олимпиад.
Санников, В. З. Русский язык в зеркале языковой игры / В. З. Санников. – Москва : Языки рус. культуры, 1999. – 541 с.
Содержание книги представляет интерес для самого широкого круга читателей: остроумные языковые миниатюры разных авторов, шутки, «вкрапленные» русскими писателями XIX−XX вв. в свои произведения, фольклорный юмор (пословицы, поговорки, анекдоты) и др.
Соболева, О. Правил легче нет на свете : рус. яз. от 8 до 12 / О. Соболева. – Москва : Новая шк., 1997. – 22 с.
Веселые стихи и оригинальные рисунки помогут узнать и полюбить двадцать два орфографических правила из школьной программы.
Статьи
Алферова, Н. А. День славянской письменности и культуры : [сценарий] / Н. А. Алферова // Воспитание школьников. – 2014. – № 4. – С. 76–79.
Познавательная игра для учащихся 5–6-х классов.
Берладин, Л. М. Загадки родного языка : [сценарий] / Л. М. Берладин, Е. Ю. Кулакова // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 12. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 81–83.
Интеллектуальная викторина по русскому языку по принципу «Своя игра» (для учащихся 5-х классов).
Ворожейкин, В. В. О русском языке хотим замолвить слово : [сценарий] / В. В. Ворожейкин // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 10. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 104–106.
Занимательный урок о важности умения пользоваться родным языком (для учащихся 5–6-х классов).
Гриценко, О. А. Славлю тебя, русский язык! : [сценарий] / О. А. Гриценко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 7. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2014. – С. 64–69.
Лингвистическая гостиная для учащихся 6–7-х классов.
Губина, С. Г. Викторина «Люби и знай русский язык» / С. Г. Губина // Последний звонок. – 2014. – № 2. – С. 4.
Демченко, Ю. А. В поисках тайны : [сценарий] / Ю. А. Демченко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 9. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 72–75.
Игровое мероприятие, рассказывающее о различных словарях русского языка (для учащихся 5–6-х классов).
Добродомова, В. Живительный родник русского слова : [сценарий] / В. Добродомова // Библиотека. – 2012. – № 11. – С. 46–50.
Среди действующих лиц праздника русского языка – Остап Бендер и Эллочка-людоедка.
Дружинина, Т. В. Хранитель великорусского языка : [сценарий] / Т. В. Дружинина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 8. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 24–30.
Литературная викторина с элементами театральной инсценировки, посвященная жизни и творчеству В. И. Даля (для учащихся 5–8-х классов).
Дубровная, О. Ф. Что скажут словари? : [сценарий] / О. Ф. Дубровная // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 3. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2014. – С. 85–91.
Познавательный час о фразеологических оборотах и крылатых выражениях русского языка (для учащихся 5–8-х классов).
Ермолаева, М. Г. Игровой конструктор / М. Г. Ермолаева // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2011. – № 1 (янв.). – С. 45.
Автор игрового элективного курса русской словесности М. Г. Ермолаева предлагает задания и упражнения, направленные на развитие языкового чутья, навыков слушания, чтения, говорения и письма.
[За чистоту русского языка!] : тема номера // Досуг в шк. – 2010. – № 6. – С. 3–24.
В номере собраны сценарии, посвященные русскому языку, сохранению его чистоты, таинственному миру слов, фразеологическим оборотам и крылатым выражениям.
Зимницкая, О. Н. Семи пядей во лбу : [сценарий] / О. Н. Зимницкая // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 2. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2012. – С. 61–63.
Игровое мероприятие о фразеологизмах в повседневной речи (для учащихся 5–6-х классов).
Климова, П. Русское слово – русская слава : сценарий познавательного мероприятия к Международному дню родного языка / П. Климова // Сценарии и репертуар. Вып. 19 (204) : [сборник]. – Москва : ФЕСТ, 2012. – С. 70–79.
Моисеева, В. Н. Поиграем в слова / В. Н. Моисеева // Последний звонок. – 2013. – № 7. – С. 14–15.
Новичкова, Е. С. Турнир знатоков русского языка / Е. С. Новичкова // Школьные игры и конкурсы. – 2014. – № 3. – С. 5–6.
Контаминация игр «Проще простого» и крестики-нолики (для учащихся 8–9-х классов).
Нуштаева, А. А. Знаем русский! : [сценарий] / А. А. Нуштаева // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 4. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2012. – С. 63–65.
Интеллектуально-познавательная игра для ребят 5–8-х классов.
Нуштаева, А. А. Знатоки больших букв : [сценарий] / А. А. Нуштаева // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 12. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 56–59.
Познавательная игра к уроку русского языка (для учащихся 4–5-х классов).
Родионова, И. Н. Где хранят Вселенную? : [сценарий] / И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 4. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2014. – С. 57–60.
Занимательный урок русского языка для учащихся 8–9-х классов.
Руденко, Е. А. Словарный запас : [сценарий] / Е. А. Руденко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 4. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2010. – С. 94–97.
Викторина по русскому языку для учащихся 5–7-х классов.
Старикова, Т. В. От аза до ижицы : интеллектуальный марафон 5–11 кл. : [сценарий (начало)] / Т. В. Старикова // Игровая библиотека. – 2015. – № 3. – С. 80–87.
Ко Дню славянской письменности и культуры. Продолжение в четвертом номере.
Шамардина, Н. А. Уроки веселой Грамматики : [сценарий] / Н. А. Шамардина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 7. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 102–105.
Внеклассное мероприятие по морфологии русского языка для учащихся 5–7-х классов.
Шамардина, Н. А. Уроки веселой Грамматики : [сценарий] / Н. А. Шамардина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 8. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 76–78.
Стихотворный практикум по русскому языку, посвященный каллиграфии и орфоэпии (для учащихся 5–7-х классов).
Шамардина, Н. А. Уроки веселой Грамматики : [сценарий] / Н. А. Шамардина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 9. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 100–101.
Стихотворный практикум по пунктуации для учащихся 5–7-х классов.
Шибаева, Г. Т. Скрытая сила крылатых фраз : [сценарий] / Г. Т. Шибаева // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для шк. и б-к. Вып. 10. – Москва : Либерея-Библиопринт, 2013. – С. 110–112.
Викторина, посвященная идиоматическим выражениям и афоризмам (для учащихся 6–9-х классов).
Шишкина, Е. А. Сочинение на «пять»! / Е. А. Шишкина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к и шк. Вып. 3. – Москва : Либерия-Библиопринт, 2011. – С. 48–52.
Урок русского языка по теме «Сочинение – описание внешности человека» (для учащихся 7-х классов).
Якимова, Н. В. Я люблю свой родной язык / Н. В. Якимова // Досуг в шк. – 2011. – № 11. – С. 5–10.
Методико-библиографические издания
Великое русское слово : рек. список лит. / информ.-библиогр. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; сост. Н. В. Карченова ; ред. Е. В. Семерикова. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2007. – 12 с.
Великие о великом:
высказывания знаменитых людей
о русском языке
Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
М. В. Ломоносов (1711–1765), русский поэт, ученый
Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.
Г. Р. Державин (1743–1816), русский поэт
Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
А. Н. Радищев (1749–1802), русский писатель
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. Пушкин (1799–1837), русский поэт
Русский язык – это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.
***
Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались
бы для этого целые фразы.
П. Мериме (1803–1870), французский писатель
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; все волнует, дышит, живет.
А. С. Хомяков (1804–1860), русский поэт, художник
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь (1809–1852), русский писатель
Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.
***
Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
В. Г. Белинский (1811–1848), русский литературный критик
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А. И. Герцен (1812–1870), русский писатель
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
***
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов.
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И. С. Тургенев (1818–1883), русский писатель
Знание русского языка, – языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы, – теперь уж не такая редкость...
Ф. Энгельс (1820–1895), немецкий философ
Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.
Ф. М. Достоевский (1821–1881), русский писатель
Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.
Н. А. Добролюбов (1836–1861), русский литературный критик
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Д. Бальмонт (1867–1942), русский поэт
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
М. Горький (1868–1936), русский писатель
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн (1870–1938), русский писатель
Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении
с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.
М. М. Пришвин (1873–1954), русский писатель
Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
***
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
***
С русским языком можно творить чудеса.
К. Г. Паустовский (1892–1968), русский писатель
Фундаментальной основой единства страны <…> является русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причем на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия.
***
Русский – это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта, поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного русского мира, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому, как общее достояние многих народов, русский язык, никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма.
***
Забота о русском языке и рост влияния российской культуры − это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начало патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду и старшим поколениям.
В. В. Путин, Президент Российской Федерации
Информация подготовлена по материалам сайтов:
http://www.odnako.org/blogs/putin-o-rossiyidentichnosti-i-russkom-yazike/
http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1365062007&archive=1365062063&start_from=&ucat=14&
http://rus.fizolimpiada.ru/vyskazyvaniya.html
http://archive.kremlin.ru/text/appears/2007/04/125339.shtml
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12140387/#ixzz3XAe6zGr4http://base.garant.r
Высказывания о русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aforism.su/71.html
Грамота.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. gramota.ru
Справочно-информационный портал, посвященный русскому языку, содержит нормативные документы, орфографический, орфоэпический, толковый словари, статьи по лексикографии и др.
Забавные факты о русском языке: точка зрения иностранцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openlanguage.ru/ russkij/interesno
Интересные факты о русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzey-factov.ru/tag/russian
Правила орфографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.0
Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russkij-yazyk.ru
Об официальном статусе русского языка и его диалектах.
Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_literature/4085/Русский
Статьи по истории языка.
Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gruzdoff.ru/wiki/Русский_язык
Обширная статья по истории, морфологии, синтаксису
и лексике.
Русский язык и все правила, определения и понятия русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.textologia. ru/russkiy/?q=394
Учебные материалы по русскому языку в электронном виде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/rus sian.shtml
Справочно-библиографическое издание
Слово, застывшее в камне:
памятники русскому языку
Информационно-библиографическое пособие
Составитель
Грищенко Юлия Владимировна
Зав. информационно- библиографическим отделом Главный редактор Редакторы:
Отв. за выпуск |
Е. В. Семерикова О. В. Кирьянова А. Н. Гостева, И. В. Крутолапова, С. В. Московая Е. А. Мирошниченко
|
Подписано в печать 05.06.2015.
Формат 84×108/32. Бумага офсетная.
Гарнитура Times New Roman. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 1,5. Уч. изд. л. 1,5.
Редакционно-издательский отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова
МУК ЦБС города Краснодара.
350000, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 87/89.
Телефон: (861) 259-28-86.
www.neklib.kubannet.ru