ЦГБ им. Н. А. Некрасова

 

Легендарный По-2 (У-2) – грозное оружие нашей победы

События Великой Отечественной войны ушли в историю, но память о них продолжает жить. И когда доводится говорить о боевой технике, которой была оснащена Советская Армия в то время, о легендарных самолетах, танках, кораблях, созданных советскими конструкторами, мы вспоминаем в первую очередь имена героев, защищавших Родину.

46-й женский полк был оснащен самолетами ПО-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов. Легкий, слабо защищенный самолетик наводил страх на врага, бомбил его склады, аэродромы, колонны.

Из книги Ракобольской И. В., Кравцовой Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами»:

«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулеметы на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ».

Сейчас трудно представить, как выдерживали тяготы боевой жизни женщины-летчицы. И тем не менее мы знаем: женские авиационные полки сражались уверенно и геройски.

Любой конструктор строит самолет, чтобы он отлично выполнял свою летную службу, И чем лучше удалось это конструктору, тем дольше данный тип самолета выпускается заводами. Однако авиационная техника развивается очень быстро, и поэтому редко даже хороший самолет живет более 10 лет.

Тем не менее в мировой авиационной практике существует несколько образцов «знаменитых самолетов-долгожителей». Они были настолько удачно сконструированы, что эксплуатировались по 20-25 лет. Первое место среди них занимает скромный двухместный самолет По-2 с двигателем М-11 мощностью 110л.с. Срок службы этого типа самолета, зафиксированный в официальных документах, - 35 лет! Год его рождения - 1927. Он успешно эксплуатировался в нашем Гражданском воздушном флоте до 1962 года. Кстати сказать, «учебный-второй» - У-2 (так называли По-2 до 1944 года) был в составе группы советских самолетов, которые впервые представляли СССР за рубежом на Международной авиационной выставке «ИЛА» («Интернациональ Люфтшиффарт Аусштеллунг») в Берлине весной 1928 года. В том же году началось серийное производство По-2. Первый экземпляр опытного самолета По-2 испытывал известный летчик нашей страны Герой Советского Союза М. М. Громов. Что же обеспечило По-2 такое долголетие?

В первую очередь простота конструкции и отсюда - дешевизна постройки в больших количествах, простота в эксплуатации. Затем небольшая длина разбега и пробега, что позволяло самолету взлетать с любого травяного поля немногим больше футбольной площадки. Наконец, отличные характеристики устойчивости и управляемости на всех режимах полета.

При сравнительно небольшой максимальной скорости, около 140 км/час, По-2 мог с большим успехом выполнять очень много важных задач - военных, учебных, сельскохозяйственных, медицинских, транспортных, промышленных, почтовых, противопожарных, геологических, археологических, спортивных и даже охотничьих.

На международных авиационных выставках 1930 и 1936 годов отмечался призами.

Много важных заслуг у По-2 перед нашей страной. Достаточно сказать, что все без исключения летчики, воевавшие в Великую Отечественную войну, прошли первоначальный курс обучения летному искусству на самолетах типа По-2.

В суровые дни войны с гитлеровскими захватчиками «небесный тихоход» на некоторых участках фронта превращался в грозный ночной легкий бомбардировщик. На место летчика-ученика садился стрелок-радист, устанавливался пулемет ШКАС на турели, а под крыльями размещались на бомбодержателях бомбы общим весом до 300кг.

 В ночное время По-2 с приглушенным мотором часто появлялся над позициями противника и сбрасывал на него свой смертоносный груз. Вспоминает летчица Р. Аронова: «Ночные полеты… Кто близко не знаком с авиацией, тот едва ли представляет себе, что такое эти полеты. Земли нет: ночь одела ее в густой сумрак. Горизонта нет: ночь старательно затушевала его. Нужна особая сноровка, особое чутье, чтобы по отдельным сгусткам темноты, неясным штрихам, неясным штрихам, белесым пятнам определять свое местонахождение. Иногда случайный огонек может сказать очень многое и послужить спасительным маяком среди океана тьмы.

Мы учились видеть ночью. Не сразу далась эта наука. Но в конце концов после упорных тренировок и этот рубеж был взят».

Гвардейский Таманский авиационный полк, состоявший из девушек, как летчиков, так и авиатехников, полностью укомплектованный только самолетами По-2, вписал много героических страниц в летопись борьбы нашей авиации с гитлеровцами. Только за три фронтовых года этот полк выполнил около 24 000 боевых ночных вылетов!

Немецкие зенитки, как ни кажется это странным, оказались малоэффективными в борьбе с У-2: по тихоходному биплану стрелять сложнее, чем по скоростной цели. А ночью попасть в У-2 было ещё  сложнее.

Вообще, бомбардировщик По-2 потом назовут самолетом-невидимкой. В условиях пересеченной местности на низкой высоте и бреющем полете немецкие радары не могли засечь его. Фашистские истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Трудно поверить, но первое время «ночные ведьмы» летали вообще без парашютов, чтобы взять с собой побольше бомб. И только в 1944 году, после многочисленных потерь, им запретили вылетать на задания без парашютов. Единственным оружием экипажа, состоящего из двух человек, были пистолеты ТТ. Позже на По-2 стали устанавливать пулеметы. Они хоть как-то помогали отбиваться от отлично оснащенных «юнкерсов» и «мессершмиттов».

Во время войны самолёт назывался По-2 («Поликарпов-2»), прославив своего создателя наверное более, чем его истребители И-15, И-153, И-16. Закончил свою службу По-2 в 1959 году –  его сняли с производства. Служба была безупречной, превратившейся в легенду советского самолётостроения, выпустившей несколько тысяч таких машин (около 33 тысяч) различных модификаций.

Сегодня в мире сохранились лишь два самолета По-2. Один из них находится в США, а второй хранится в музее Военно-воздушной академии в подмосковном Монино. Кстати, этот музейный экспонат участвовал в съемках фильма «В небе – «ночные ведьмы», который создала в послевоенные годы однополчанка небесных красавиц, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко.

(Фото.  По-2 над поверженным рейхстагом)