МУК ЦБС
ГОРОДА
КРАСНОДАРА
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.
ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ НЕДОИМКИ, ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО ПЕНЯМ, ШТРАФАМ, БЕЗНАДЕЖНЫХ К ВЗЫСКАНИЮ, И ИХ СПИСАНИЕ
Примечание
Рассмотренный далее порядок признания недоимки, установленный ст. 59 НК РФ, применяется в отношении задолженности по налогам, а также недоимки по страховым взносам в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
Основания и порядок признания недоимки, задолженности по пеням, штрафам, безнадежным к взысканию, и их списание
Недоимка, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию в том числе в ситуациях (пп. 1, 2, 3, 4, 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):
1) ликвидации организации;
2) исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа согласно положениям, предусмотренным п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ <1>.
--------------------------------
<1> Данное основание признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам введено с 3 августа 2016 г. положениями пп. "а" п. 2 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ. Отметим, что относительно даты начала действия указанного Закона существует неопределенность, связанная с исчислением срока его вступления в силу; подробнее см. Справочную информацию;
3) признания индивидуального предпринимателя банкротом;
4) смерти налогоплательщика – физического лица;
5) наличия судебного акта, согласно которому инспекция не вправе взыскивать эту задолженность в связи с истечением установленного срока ее взыскания;
6) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
– размер недоимки (задолженности) не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
– судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Кроме того, при утрате налоговыми органами возможности взыскания безнадежными к взысканию признаются переданные им от ПФР и ФСС РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ):
– недоимка по страховым взносам и задолженность по соответствующим пеням и штрафам, образовавшиеся на 1 января 2017 г.;
– суммы страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленные ПФР и ФСС РФ и подлежащие уплате по результатам контрольных мероприятий, которые проведены за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
По общему правилу недоимку и задолженность по страховым взносам, переданные ПФР и ФСС РФ, налоговые органы списывают в порядке, установленном ст. 59 НК РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
С 29 января 2018 г. в отношении сумм, срок взыскания которых истек в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи, должен применяться порядок списания, утверждаемый ФНС России (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, ст. 6, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ). Он применяется, только если на 29 декабря 2017 г. не было судебного акта, подтверждающего невозможность взыскать задолженность (ч. 10 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ). На данный момент такой порядок еще не утвержден.
О порядке списания задолженности по страховым взносам, возникшей до 2017 г. у предпринимателя, см. готовое решение.
Безнадежными к взысканию также признаются следующие суммы, образовавшиеся на 1 января 2015 г.:
– у физических лиц – недоимка и соответствующие суммы пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ);
– у индивидуальных предпринимателей и лиц, утративших такой статус, – недоимка, пени и штрафы по налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, связанных с перемещением товаров через границу РФ). Основание – п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.
Решение о списании недоимки, пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2015 г. в указанных выше случаях, принимается налоговым органом самостоятельно (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Что касается оснований для списания недоимки (пеней, штрафов), перечисленных в п. 1 ст. 59 НК РФ, то их значительная часть связана с прекращением организацией или индивидуальным предпринимателем своей деятельности и недостаточностью имущества для погашения задолженности по платежам в бюджет.
Для самого налогоплательщика остается только один способ добиться признания недоимки (пеней, штрафов) безнадежной к взысканию и последующего ее списания. Для этого необходимо получить судебный акт, из которого следует, что налоговый орган не вправе взыскивать с вас налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания. Соответствующий вывод может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. "а" п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@). Таким актом может быть:
– решение суда по существу спора, например об отказе инспекции во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
– определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
– иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.
Пленум ВАС РФ также отметил, что после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57).
Кроме того, Пленум ВАС РФ указал, что инициировать судебное разбирательство для получения такого акта вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик (п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57). Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Определении от 26.05.2016 N 1150-О. См. также Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 18-КГ17-179.
Например, на основании акта сверки или полученной справки о состоянии расчетов налогоплательщик может обратиться в суд с требованием о признании инспекции утратившей право взыскать задолженность в связи с истечением сроков принудительного взыскания или о признании недоимки безнадежной к взысканию.
Поэтому, если у вас есть акт, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать с вас налоговые платежи, необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки (пеней, штрафов) безнадежной к взысканию и ее списании. К нему приложите копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда (пп. "а" п. 4 Приложения 2 Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).
В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании. Это установлено п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (Приложение N 1).
Форма решения также утверждена Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
Информировать вас о вынесении решения налоговый орган не обязан. Однако вы можете запросить копию решения, и налоговый орган обязан ее выдать (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадежной (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
Если налоговый орган отказал вам в списании недоимки (пеней, штрафов) или не выносит решение, вы можете обжаловать это действие (бездействие) инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем, при необходимости, в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
СИТУАЦИЯ: Заявление налогоплательщика в суд об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков для взыскания
Напомним, чтобы инспекция исключила старую задолженность из карточки РСБ, необходимо получить судебный акт об утрате налоговым органом права ее взыскать в связи с истечением предельных сроков взыскания. Инициатива получения соответствующего судебного акта может исходить как от налогового органа, так и от налогоплательщика.
Как мы уже отмечали, налогоплательщики для получения соответствующего акта, как правило, оспаривают в суде справку о состоянии расчетов с бюджетом. Дело в том, что в справке содержатся сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена. Однако оговорка об этом в справке обычно отсутствует, что нарушает ваши права как налогоплательщика. И если в ходе такого разбирательства суд установит, что инспекция пропустила сроки взыскания недоимки, то в решении он укажет на утрату налоговым органом возможности ее взыскания (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 22.08.2012 N Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 15.02.2012 N 40-52479/11-116-151).
Однако на практике возникает вопрос: может ли налогоплательщик напрямую обратиться в суд с заявлением об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков ее взыскания и получить соответствующий акт?
Налогоплательщики нередко обращаются с таким заявлением в суд в порядке особого производства (гл. 27 АПК РФ). Ранее существовала вероятность, что судебные органы оставят данное заявление без рассмотрения. Суды полагали, что между сторонами возникает спор о праве, поскольку разногласия связаны с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате спорной задолженности, а не наличием юридического факта. Следовательно, заявление налогоплательщика не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (ч. 3 ст. 217 АПК РФ, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2011 N А58-136/11 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-15044/11)).
Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.01.2013 N 10534/12 указал, что такое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства с учетом положений гл. 22 АПК РФ. Судьи посчитали, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной. При этом, если в заявлении налогоплательщик требует установить факт утраты инспекцией возможности взыскать задолженность, данное требование, по сути, также является требованием о признании налоговой задолженности безнадежной. Суд должен установить это при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии с положениями ст. ст. 133, 135 АПК РФ.
Заметим, что аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ: налогоплательщик может инициировать судебное разбирательство и обратиться с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию непосредственно в суд (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Следует отметить, что до принятия Постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12 судьи не рассматривали заявления с требованиями о признании недоимки безнадежной. Аргументировалось это следующим. Налоговый кодекс РФ не относит арбитражные суды к органам, уполномоченным признавать налоговую задолженность безнадежной к взысканию (п. 2 ст. 59 НК РФ). При этом исходя из пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ до обращения с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию необходимо установить в судебном порядке факт утраты права налогового органа на взыскание такой задолженности (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2012 N Ф03-1415/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.07.2012 N ВАС-8212/12)).
Таким образом, учитывая подход Президиума ВАС РФ для списания «старой» недоимки налогоплательщику следует в порядке гл. 22 АПК РФ заявить требование о признании недоимки безнадежной к взысканию (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2013 N А45-15746/2012). Однако отметим, что исходя из положений ст. 59 НК РФ более обоснованным будет заявить в порядке гл. 22 АПК РФ требование о признании инспекции утратившей право на взыскание недоимки, а не о признании недоимки безнадежной к взысканию. Это связано с тем, что признать недоимку безнадежной могут только налоговые и таможенные, но не судебные, органы (п. 2 ст. 59 НК РФ).
Вместе с тем, если налогоплательщик обратится в суд в порядке особого производства по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд, учитывая позицию Президиума ВАС РФ, примет его к производству. Однако рассмотрит это заявление уже в порядке гл. 22 АПК РФ.
Официальный сайт Федеральной налоговой службы - www.nalog.ru
Материал подготовлен экспертами компании «КонсультантПлюс».