Календари

Юрий Олеша

Обложка Обложка

Юрий Олеша
3 марта 1899 года – 10 мая 1960 года

Биография

Юрий Олеша

Юрий Олеша родился 3 марта 1899 года (19 февраля 1899 года – по старому стилю) в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) в обедневшей дворянской семье польского происхождения с западнорусскими корнями. В 1902 году семья переехала в Одессу.

Когда Юрию Олеше исполнилось 11 лет, он поступил в одесскую Ришельевскую гимназию. Это учебное заведение считалось одним из лучших в городе и славилось тем, что почетными гостями в нем бывали Александр Пушкин и Николай Гоголь.

Среди товарищей Юрий Олеша слыл ироничным и острым на язык юношей. Его немного побаивались: никто не хотел стать предметом насмешек. Литература в этот период интересовала будущего писателя гораздо меньше, чем футбол – новый для того времени вид спорта, который быстро стал популярен среди гимназистов. Олеша играл за сборную Ришельевской гимназии в финале Олимпийских игр Одесского учебного округа. Однако мечтам о спортивной карьере не суждено было сбыться: из-за слабого сердца врачи вскоре запретили ему играть в футбол.

Первые стихотворения Юрий Олеша написал, когда учился в старших классах. В 1915 году одесская газета «Южный вестник» опубликовала его произведение «Кларимонда», а спустя три года молодой поэт подарил тетрадь с 35 стихами «Виноградные чаши» учителю словесности Аркадию Автономову.

Вместе с другом детства, будущим писателем Валентином Катаевым, Олеша следил за новыми направлениями поэзии, которые возникали в Петербурге начала ХХ века. Александр Блок, Анна Ахматова, Игорь Северянин – эти фамилии только начинали звучать в Одессе. Центром литературной жизни была дача переводчика Александра Федорова, ученика поэта Аполлона Майкова. Там собирались писатели, художники, актеры, а Юрий Олеша приезжал туда послушать разговоры об искусстве. Федоров поддерживал молодых поэтов, читал стихи Олеши и помогал ему работать с рифмами.

После школы будущий писатель поступил на юридический факультет Новороссийского университета. Однако он продолжал создавать произведения и вскоре стал членом литературного кружка «Зеленая лампа». Его посещали и сестры Суок – дочери австрийского эмигранта. Юрий влюбился в младшую из них, Серафиму, и она ответила ему взаимностью.

Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий и Валентин Катаев работали в недавно открывшемся южном отделении Российского телеграфного агентства – ЮгРОСТА. Они составляли тексты к плакатам, писали агитационные стихи. Возглавлял агентство поэт-акмеист Владимир Нарбут. Писатели подружились, но уже через год Нарбута направили заведовать Украинским отделением в Харьков.

В 1921 году Катаев и Олеша со своей возлюбленной Серафимой Суок переехали вслед за Нарбутом.

Тем временем родителям Юрия Олеши разрешили выехать в Польшу. «Семья наша материально разрушилась, отец не служил, потому что той службы, которую он исполнял прежде, не было, не играл в карты, потому что клубы уже давно существовали лихорадочно, то закрываясь, то открываясь…» – вспоминал Юрий Олеша. Родители звали сына с собой, но он отказался. С Серафимой Суок он к тому времени расстался, и она вскоре вышла замуж за Владимира Нарбута.

Чтобы хоть немного заработать, Олеша днем составлял агитки, а по вечерам выступал в кавказском ресторане «Вердене» в качестве конферансье. В Харькове он прожил недолго: в 1922 году друзья предложили ему переехать в Москву.

В 1924 году Юрий Олеша познакомился с 13-летней Валентиной Грюнзайд – дочерью поставщика чая, которая жила напротив его дома. До знакомства писатель часто видел, как она сидит на подоконнике с книгой. Грюнзайд рассказала Олеше, что любит сказки Ханса Христиана Андерсена, и он пообещал создать для нее историю лучше, чем у датского писателя. Так началась работа над романом-сказкой «Три Толстяка». Олеша отматывал бумагу от газетного рулона в типографии, раскатывал ее на полу в комнате и писал по ночам. Произведение было создано всего за восемь месяцев. Прототипами девочки Суок стали бывшая возлюбленная автора, Серафима Суок, и ее сестры – Ольга и Лидия.

Но в печать «Три толстяка» попали не сразу: издателям казалось неуместным писать о революции в сказочной форме. Сначала в 1927 году вышел роман Олеши «Зависть». За «хорошую дерзость» похвалил это произведение Максим Горький, талант Олеши отметили Владислав Ходасевич и Владимир Набоков.

Однако основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан именно со сказкой «Три толстяка» (первое издание вышло в 1928 году). Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен – речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков – богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги – «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров – таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка.

В 1930 году Юрий Олеша создал пьесу «Список благодеяний», в которой главная героиня записывала в тетрадь благодеяния и преступления советской власти. В уста девушки автор вложил такие слова о новом государстве: «Мыслью я воспринимала полностью понятие коммунизма. Мозгом я понимала, что торжество пролетариата естественно и закономерно. Но ощущение мое было против, я была разорвана пополам». Произведение хотел поставить режиссер Всеволод Мейерхольд, но пьесу запретили.

Юрия критиковали на собраниях, призывали «слиться с массой», писать просто и прямолинейно. От такого творчества он отказался и написал в дневнике, что литература для него кончилась. В 1934 году на Первом съезде советских писателей Олеша в своей речи сказал: «Я мог поехать на стройку, жить на заводе среди рабочих, описать их в очерке, даже в романе, но это не было моей темой, не было темой, которая шла от моей кровеносной системы, от моего дыхания. Я не был в этой теме настоящим художником. Я бы лгал, выдумывал; у меня не было бы того, что называется вдохновением. Мне трудно понять тип рабочего, тип героя-революционера. Я им не могу быть».

После этого книги Олеши больше не публиковали. В 1934 году он создал киносценарий «Строгий юноша». Но снятый по нему фильм запретили: автора обвинили в пессимизме и «грубейших отклонениях от стиля социалистического реализма».

Великую Отечественную войну Олеша пережил в эвакуации в туркменском городе Ашхабаде. Писатель выступал на радио, работал над сценариями для Киевской киностудии.

Вынужденное молчание писателя длилось до 1950-х годов. Даже когда запрет на печать его произведений сняли, Юрий Олеша писал мало.

10 мая 1960 года Олеша умер. В 1965 году вышел сборник «Ни дня без строчки», в который вошли заметки из дневников, архивов и записных книжек писателя.

Книги
Обложка

Три Толстяка : роман для детей / художник Н. Салиенко. – Москва : Махаон, 2018. – 237, [2] с. : ил. – (Чтение – лучшее учение). – Текст : непосредственный.

Сказочная повесть для детей «Три толстяка» – самое известное произведение Ю. Олеши. Ее герои – добрый ученый Гаспар Арнери, бесстрашный канатоходец Тибул и маленькая танцовщица Суок, которая пришла на помощь друзьям и не побоялась даже трех грозных правителей, – пример для многих поколений самых юных читателей. Их удивительные приключения убеждают, что, в конце концов, добро и справедливость торжествуют над обманом и бессердечием...

Интересные факты

Факт 1.
Юрий Олеша родился в семье обедневших польских дворян. Род Олеши вел начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине.

Факт 2.
После революции 1917 года семья Олеши эмигрировала в Польшу, но Юрий Олеша остался в Одессе в гуще революционных событий, сознательно выбрав судьбу советского писателя. Родителей он больше никогда не видел.

Факт 3.
Вместе с друзьями Катаевым, Багрицким и Ильфом создал объединение молодых поэтов «Коммуна поэтов». Их выступления проходили при полных аншлагах.

Факт 4.
В Москве публиковал стихи и фельетоны под псевдонимом Зубило в газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).

Факт 5.
В 1950-е годы он часто сидел в ресторане Дома литераторов. Денег у Олеши не было, но более удачливые советские писатели, сознавая его талант, почитали за честь угостить его.

Мультфильм
QR-код

«Три толстяка» – советский рисованный мультипликационный фильм 1963 года, который создали Валентина и Зинаида Брумберг по одноимённой повести Юрия Карловича Олеши.

Для просмотра перейдите по ссылке или отсканируйте QR-КОД youtube.com/watch?v=G4_OJjckunc

Фильм-сказка
QR-код

«Три толстяка» – фильм снят в 1966 году по одноимённой повести Юрия Карловича Олеши.

Для просмотра перейдите по ссылке или отсканируйте QR-КОД youtube.com/watch?v=L4m4Cp7FvfA