Календари

Александр Беляев

Обложка Обложка

Александр Беляев
16 марта 1884 года – 6 января1942 года

Биография

Александр Беляев

Александр Беляев родился 16 марта (4 марта по старому стилю) 1884 года в Смоленске в семье Романа Петровича Беляева, настоятеля церкви Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии), и Надежды Васильевны Беляевой. Сестра Нина умерла в детском возрасте, а брат Василий, студент ветеринарного института, утонул во время катания на лодке.

С детства Александр Беляев увлекался музыкой, самостоятельно научился играть на скрипке и рояле. Увлечение книгами, научной фантастикой – также из детства.

В юности занимался фотографией, изучал язык эсперанто.

Мечтая стать летчиком, Александр Беляев пытался научиться летать. Однажды прыгнул с крыши с отцовским зонтом и повредил позвоночник. Долгие годы А. Р. Беляев страдал от последствий травмы, даже несколько месяцев был парализован.

В 1894 году Александр Беляев поступил в Смоленское духовное училище, в 1898-м перевелся в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 1901 году. По окончании Александр изобрел стереоскопический проекционный фонарь, но об изобретении знали только в семье (аналогичная конструкция будет запатентована лишь через двадцать лет). В том же году поступил на работу в театр при Народном доме Смоленска, где играл в спектаклях «Ревизор», «Трильби», «Лес», «Преступление и наказание», «Воровка детей» и др.

В 1902 году поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, но из-за забастовки студентов в январе 1905 года вернулся домой, не окончив учебы. Учился в лицее будущий писатель плохо, параллельно получил музыкальное образование по классу скрипки, которое увлекало его куда сильнее.

После смерти отца в марте того же года Александр Беляев создавал театральные декорации, выступал в газетах в качестве музыкального критика, играл на скрипке в цирке. В 1906 году вернулся к учебе, в 1909-м окончил лицей и начал заниматься юридической практикой.

Параллельно с юридической практикой А. Р. Беляев занимался литературой. В 1906 году в газете «Смоленский Вестник» выходят его первые публикации, с 1911 года он сотрудничает с этой газетой на регулярной основе. Подписываясь «-B-la-f-» или «Б.», пишет многочисленные репортажи о спектаклях, концертах, очерки о городской литературной жизни. В 1913 – 1915 годах работает секретарем в редакции газеты.

Возникает творческий интерес к литературе для детей: А. Р. Беляев пишет пьесу «Бабушка Мойра» и отдает ее в журнал «Проталинка» (1914), она выходит приложением.

Получив щедрый гонорар за выигранное судебное дело, в 1913 году А. Р. Беляев отправился в путешествие по Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Германии. Во время поездки взбирается к кратеру Везувия, летает на гидроплане, посещает много достопримечательностей. Под впечатлением от поездки Беляев пишет очерки «Восхождение на Везувий» и «Прогулка на гидроаэроплане» (оба очерка опубликованы в журнале «Смоленский вестник», 1913).

К 1914 году А. Р. Беляев обрел репутацию известного юриста, однако вскоре бросил адвокатскую практику. В 1915 году он перенес туберкулез позвоночника и паралич ног. После временного выздоровления переезжает в Ростов-на-Дону. Там в газете «Приазовский край» публикуют его первое научно-фантастическое произведение – рассказ «Берлин в 1915 году». В 1918 – 1920 годах живет в Ялте и сотрудничает с местными газетами.

В общей сложности Беляев страдал от тяжелой болезни шесть лет, три из которых пролежал в гипсе. Пытаясь справиться с болезнью, писатель изучает медицину, биологию, иностранные языки. Целыми днями он лежал неподвижно.

Летом 1922 года Беляев переезжает в дом отдыха для ученых и писателей в Гаспре, где ему делают целлулоидный корсет. Писатель будет носить эту ортопедическую конструкцию время от времени, но всю жизнь.

Одолев болезнь и пользуясь корсетом, в Ялте Александр Беляев возвращается к работе – в течение 1922 года становится заведующим школой-колонией, затем инспектором уголовного розыска, еще позднее – библиотекарем.

В ноябре 1922 года состоялось венчание А. Р. Беляева и Маргариты Константиновны Мангушевской. Осенью того же года семья перебирается в Москву, где писатель вновь возвращается к юридической практике – работает юрисконсультом в почтово-телеграфном ведомстве Советской России, Народном комиссариате почт и телеграфа РСФСР. После закрытия комиссариата начинает профессиональную литературную деятельность.

Александр Беляев продолжает заниматься литературой, пишет очерки по радиотехнике для журнала «Жизнь и техника связи», где начинает работу над романом «Радиополис» (опубликован в 1927 году в № 1 – 9 журнала; книжное издание вышло в 1928 году под заголовком «Борьба в эфире»).

В 1924 году московская газета «Гудок» публикует рассказ Беляева «Голова профессора Доуэля», в 1925-м тот же рассказ выходит в журнале «Всемирный следопыт», в 1928 году рассказ был переработан в роман.

В 1926 году в издательстве «Земля и фабрика» выходит первая книга Александра Беляева – сборник рассказов «Голова профессора Доуэля».

В московский период также созданы романы писателя «Последний человек Атлантиды» («Всемирный следопыт», 1925, № 5 – 8; отдельное издание – 1927), «Властелин мира» («Гудок», 1926, 19 – 24, 26 – 31 октября, 2 – 6, 10 – 14, 16 – 18 ноября; отд. изд. – 1929), «Остров погибших кораблей» («Всемирный следопыт», 1926, № 3 – 4; 1927, № 5 – 6; отдельное издание – 1927), «Человек-амфибия» («Вокруг света», 1928, № 1 – 13; отдельное издание – 1928). Помимо своего имени писатель использует псевдонимы «А. Ром» и «Арбель».

У протагониста «Человека-амфибии», как и у профессора Доуэля, был прототип – некто Иктанер, персонаж романа «Иктанер и Моизетта» французского писателя Жана де Ла Ира. В послесловии к журнальной публикации писатель рассказывал, что в основе произведения лежат также реальные события:

«Профессор Сальватор – не вымышленное лицо, так же как не вымышлен и его процесс. Этот процесс действительно происходил в Буэнос-Айресе в 1926 году и произвел в свое время не меньшую сенсацию в Южной и Северной Америке, чем так называемый "обезьяний процесс" в Дейтоне... В последнем процессе, как известно, обвиняемый – учитель Скопс – оказался на скамье подсудимых за преподавание в школе "крамольной" теории Дарвина, Сальватор же был приговорен верховным судом к долгосрочному тюремному заключению за святотатство, так как «не подобает человеку изменять то, что сотворено по образу и подобию божию». Таким образом, в основе обвинения Сальватора лежали те же религиозные мотивы, что и в «обезьяньем процессе». Разница между этими процессорами только в том, что Скопс преподавал теорию эволюции, а Сальватор как бы осуществлял эту теорию на практике, искусственно преобразовывая человеческое тело. Большинство описанных в романе операций действительно были произведены Сальватором...». [Цит. по: Беляев А. Р. Собрание сочинений в 7-ми томах. Составители серии Е. Харитонов и Д. Байкалов. – Москва: Эксмо (Серия «Отцы-Основатели»), 2009 – 2010 гг. – Т. 1. – С. 138.].

В 1928 году Александр Беляев переезжает в Ленинград, где заканчивает и публикует романы «Продавец воздуха» («Вокруг света», 1929, № 4 – 13), «Человек, потерявший лицо» («Вокруг света», 1929, № 19 – 25), повесть «Золотая гора» («Борьба миров», 1929, № 2).

В 1929 году в Ленинграде в семье Беляевых рождается вторая дочь – Светлана (умерла в 2017 году), она оставит семейные воспоминания.

В августе того же года семья переезжает в Киев, ради более мягкого климата, но здесь надолго не задерживается.

В 1930 году выходит роман «Подводные земледельцы» («Вокруг света», 1930, № 9–23), в 1931 году публикуется повесть «Земля горит» («Вокруг света», 1931, № 30 – 36). Тогда же у Беляева возобновляется болезнь, он проводит несколько месяцев в гипсе. В связи с дальнейшими отказами в публикации произведений в жанре научной фантастики в 1932 году Александр Беляев возвращается на работу юрисконсульта на одном из предприятий «Ленрыбы» и переезжает на несколько месяцев в Мурманск, где публикует очерки в газете «Полярная правда». Некоторое время Беляев руководит кружком начинающих писателей при газете.

В то же время печатает короткие заметки в газете механических мастерских Севтралтреста «Заполярный металлист»: «...Беспризорный уголь лежит напротив мехмастерской около ж. д. полотна. Надо принять соответствующие меры…» и т. п. [Заполярный металлист. 1932. № 4. 22 июля. С. 2.].

В 1933 году Александр Беляев активно работает с ленинградскими детскими журналами «Чиж» и «Ёж». В частности, в «Еже» выходят очерки и рассказы «Необычайные происшествия» (1933, № 9, № 11), «Рекордный полет» (№ 10, 1933), «Встреча Нового 1954 года» (№ 12, 1933) и др.

В своих произведениях А. Р. Беляев популяризовал идеи русского космиста К. Э. Циолковского. Так, в 1930 году выходит очерк «Гражданин Эфирного острова». В 1933 году в издательстве «Молодая гвардия» выходит роман «Прыжок в ничто». При подготовке второго издания писатель учел замечания, сделанные Циолковским. Философ написал предисловие к роману, посвященному ему. В 1934 – 1935 годах Беляев и Циолковский вели переписку.

1 августа 1934 года в Ленинградской гостинице «Астория» состоялась встреча советских ученых и писателей с Гербертом Уэллсом, который, в частности, указал на высокие преимущества известных ему произведений советского фантаста, а Беляев указал английскому фантасту на угрозу фашизма. Еще в 1933 году Беляев написал публицистический очерк «Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле» в ответ на книгу Уэллса «Россия во мгле».

В 1935 году Александр Беляев начинает постоянно работать в журнале «Вокруг света». Через год там выходит его роман «Звезда КЭЦ», с посвящением «памяти Константина Эдуардовича Циолковского» (№ 2 – 11; отдельное издание вышло в Детиздате, 1940). В 1937 – 1938 годах в пионерской газете «Ленинские искры» выходит роман «Небесный гость» (1937, 17 – 27 дек.; 1938, 4 – 29 января, 9 – 27 февраля, 3 – 27 марта, 3 – 21 апреля, 5 – 27 мая, 3 – 21 июня, 3 июля).

В 1938 году Александр Беляев с семьей переезжает в Детское Село (ныне город Пушкин) под Ленинградом, где в 1930-е годы проживали многие литераторы, среди них Алексей Толстой, Вячеслав Шишков, Ольга Форш, Юрий Тынянов и др. Все эти писатели публиковались в газете «Большевистское слово», с которой также сотрудничал А. Р. Беляев – там выходят его поздние очерки, фельетоны и рассказы. В частности, в этой газете опубликована статья «Парк чудес», в которой писатель предложил создать особый парк для детей, «нечто вроде филиала Дома занимательной науки и техники и Дворца пионеров».

В киевской газете «Юные пионеры» в 1940 году выходят «Необычайные приключения профессора Небывалова» – популяризаторские рассказы-загадки о физике.

В 1939 – 1940 годах писатель впервые пробует свои силы в качестве сценариста, вместе с режиссером Иваном Ростовцевым перерабатывает свой рассказ «Анатомический жених» в сценарий «Когда погаснет свет» для Одесской киностудии (экранизация не состоялась из-за начавшейся войны). Сценарий был впервые опубликован после смерти автора в 1960 году в журнале «Искусство кино» (№ 9, 10) силами писателя-фантаста Бориса Ляпунова.

В июне 1941 года, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, выходит последнее прижизненное издание А. Р. Беляева – роман «Ариэль». Последняя газетная публикация выходит 26 июня 1941 года. Однако до последних дней писатель продолжал работать, несмотря на крайнее истощение из-за болезни, – в его архиве сохранился ряд неоконченных произведений.

6 января 1942 года в возрасте 57 лет Александр Романович Беляев ушел из жизни.

Прижизненные переводы произведений А. Р. Беляева выходили на немецком, болгарском, сербском и др. языках.

В 1990 году была учреждена Литературная премия имени Александра Беляева. Позднее (до 1997 г.) премия вручалась от имени Литературного благотворительного Беляевского фонда и Союза писателей Санкт-Петербурга. В 2002 году, после четырехлетнего перерыва, премия возобновилась, при этом вручается исключительно за произведения просветительского жанра.

Мемориальный бюст А. Р. Беляева установлен в 2020 году в Смоленске, во дворе дома № 4 по улице Докучаева. На этом месте стоял деревянный дом, в котором родился будущий писатель. Скульпторы – Константин и Наталья Куликовы.

Улица Смоленска, носившая название Старо-Ленинградская, переименована в улицу писателя-фантаста, уроженца Смоленска, Александра Романовича Беляева.

Книги
Обложка

Ариэль : фантастический pоман / художник Г. Метченко. – Москва : Советская Россия, 1986. – 256 с.: ил. – Текст : непосредственный.

«Ариэль» – последний научно-фантастический роман Александра Беляева – захватывает читателя с первых же страниц. Приключения главного героя в поисках родного дома, любви и счастья, его борьба против зла и несправедливости заставляют с напряжённым вниманием следить за всеми поворотами сюжета.
Ариэль – юный воспитанник тайной индийской школы, где обучение напоминает семь кругов ада, а творить «чудеса» детей заставляют с помощью гипноза, – давно мечтает о побеге. По воле директора школы юноша попадает в руки непризнанного гения, работающего над созданием летающего человека, – и вскоре обнаруживает, что может подниматься в воздух. Теперь путь к свободе для него открыт – но мог ли Ариэль предугадать, сколько найдётся желающих извлечь выгоду из его необыкновенных способностей и насколько опасной для него окажется дорога домой! Летающий юноша попадёт в плен к жадному радже, будет скрываться в джунглях, работать «служителем бога» и даже станет звездой цирка. Но где его настоящий дом? Там, где ждут сестра и богатство, или там, где остались верные друзья?..

Обложка

Властелин мира; Рассказы / иллюстрации А. Ликучева. – Москва : ОНИКС, 2008. – 365, [2] с. : ил. – (Внеклассное чтение). – Текст : непосредственный.

Тот, кто владеет человеческими умами, владеет миром, – и это прекрасно понимает молодой ученый Людвиг Штирнер – изобретатель удивительного аппарата, передающего мысли на расстоянии, как радиоволны.
Отныне изобретатель может без труда получить все, о чем раньше не смел и мечтать, – богатство, власть и даже сердце любимой девушки Эльзы.
Против него бессильны полиция, армия и спецслужбы, и единственный, кто способен ему противостоять, – московский физик Качинский, тоже занимающийся проблемой воздействия радиоволн на человеческий мозг.
Война двух гениев начинается…

Обложка

Голова профессора Доуэля : повести и рассказы / художник В. Руденко. – Москва : Правда, 1987. – 461, [2] с. : ил. – Текст : непосредственный.

Может ли существовать человеческая голова отдельно от тела? Может ли эта голова по-прежнему мыслить, разговаривать, чувствовать? Можно ли спасти жизнь человеку, приживив его голову к чужому здоровому телу? И, главное, что может ждать человечество, если удивительное открытие, сделанное профессором Доуэлем, попадет в преступные руки?

Обложка

Остров погибших кораблей : научно-фантастический роман. – Москва : Астрель : Полиграфиздат, 2012. – 413, [1] с. – (Детская классика). – Текст : непосредственный.

…1920-е годы. В океане терпит крушение трансатлантический лайнер. Чудом уцелевших пассажиров – Реджинальда Гатлинга, арестованного за преступление, которого он не совершал, конвоирующего его в Штаты сыщика Симпкинса и прекрасную Вивиану Кингман – течением относит куда-то в стоячие воды страшного и таинственного Саргассова моря, где они оказываются пленниками обитателей загадочного рукотворного острова, созданного из заносимых сюда на протяжении многих веков останков кораблей всех времен и народов.

Обложка

Последний человек из Атлантиды; Властелин мира : [повесть и роман] / комментарии Б. Акимова, С. Валова. – Москва : Мир книги : Литература, 2008. – 287 с. – Текст : непосредственный.

Вы узнаете таинственную историю открытия Атлантиды, побываете на автономной подводной станции и станете свидетелями необычного опыта по изменению внешности человека. К чему же на этот раз приведут эксперименты ученых?

Обложка

Продавец воздуха : романы, повесть и рассказы. – Москва : Эксмо, 2007. – 637, [2] с. – (Русская классика XX века). – Текст : непосредственный.

Роман «Продавец воздуха» повествует о противостоянии метеоролога Клименко и стремящегося к обогащению коммерсанта Бэйли, научившегося сжижать воздух из атмосферы. Так воздух становится товаром, а на Земле изменяется климат, и людям остро не хватает воздуха.

Обложка

Человек-амфибия; Голова профессора Доуэля. – Москва ; Владимир : АСТ : ВКТ, 2009. – 377, [2] с. – Текст : непосредственный.

«Человек-амфибия» – роман, послуживший основой для культового одноименного фильма, который прекрасно знают многие поколения российских зрителей. Идут годы и десятилетия, но увлекательная, трогательная история юного Ихтиандра, который в результате дерзкого эксперимента профессора Сальватора обрел способность жить и на земле, и в воде, рассказ о его опасных приключениях в «мире людей» и его любви к красавице Гуттиэре по-прежнему захватывают своей живостью и эмоциональностью.

Интересные факты

Факт 1.
За свою жизнь Александр Беляев написал более 70 произведений, из которых 17 являются полноценными романами. Он стал первым советским писателем, полностью посвятившим себя исключительно жанру научной фантастики.

Факт 2.
В биографии Александра Беляева упоминается, что его с детства привлекала музыка. У него были все шансы стать именно музыкантом, так как он ещё в очень юном возрасте самостоятельно научился играть на пианино и скрипке. Эти занятия ему так нравились, что он мог играть на инструментах часами.

Факт 3.
В юности он интересовался эсперанто, одним из искусственных языков. Что интересно, эсперанто в своих произведениях «продвигал» Гарри Гаррисон, один из самых известных и талантливых писателей-фантастов в истории, но это было уже после смерти Беляева.

Факт 4.
Власти предлагали Беляеву, оставшемуся без возможности публиковаться, писать о колхозах и совхозах. Он, правда, с достоинством отказался, устроившись юридическим консультантом и даже переехав ради этого в Мурманск.

Факт 5.
Знаменитый фантаст интересовался наукой, и особенно высоко оценивал вклад в неё К. Циолковского, одного из величайших учёных XX века. Циолковский, кстати, сам считал творчество Александра Беляева очень достойным, и он даже написал предисловие для одной из его книг.

Факт 6.
Одним из самых знаменитых произведений Беляева является роман «Голова профессора Доуэля». Он придумал его после того, как сам пролежал в постели, будучи парализованным, около 6 лет. Александр Романович заявил, что роман этот отчасти автобиографичен, потому что он даёт читателям понять, что чувствует голова без тела.

Факт 7.
В своих книгах Александр Беляев предсказал множество событий и описал ряд изобретений, которые действительно имели место быть позднее. Например, полёт на Луну, выход человека в космос, микрохирургию глаза, телевидение, орбитальные космические станции, беспилотные летательные аппараты.

Факт 8.
Первые публикации писателя состоялись в газетах. Причём это были не его собственные художественные произведения – тогда он пробовал свои силы в качестве литературного критика.

Факт 9.
Мало кто знает, что Александр Романович сочинял не только прозу, но и стихи. Правда, славы ему они не принесли.

Факт 10.
Творчество Александра Беляева было экранизировано 10 раз. Первая экранизация состоялась в 1961 году, а последняя на текущий момент – в 2015-м.

Экранизации
Для просмотра перейдите по ссылке или отсканируйте QR-КОД

QR-код

«Человек-амфибия» - 1961 ГОД
https://yandex.ru/video/preview/2875205010567888116

 
QR-код

«Завещание профессора Доуэля» - 1984 ГОД
https://www.youtube.com/watch?v=oQbqJvW514E