МУК ЦБС
ГОРОДА
КРАСНОДАРА
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Почти 75 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941‒1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далеким фронтовым годам. Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира ‒ они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х ‒ начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жег танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев ‒ горели в танке. Писатель Николай Грибачев был командиром взвода, а затем и саперного батальона. Олесь Гончар воевал в минометном расчете; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; минометчиком ‒ М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном ‒ К. Воробьев; связистами ‒ В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком ‒ В. Курочкин; десантником и разведчиком ‒ В. Богомолов; партизанами ‒ Д. Гусаров и А. Адамович...
1924 год стал годом рождения известных всей стране фронтовиков-прозаиков, поэтов. Это Булат Окуджава, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Юлия Друнина. «Поколение 24-го» ‒ это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать. Среди них и Виктор Астафьев…
Родился он 1 мая 1924 года в селе Овсянка близ Красноярска. Рано лишившись родителей, воспитывался сначала в семье бабушки и дедушки, а затем ‒ в детском доме. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение под названием «Жив!», напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу-интернат, подросток сам зарабатывает себе на хлеб. Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Там он учится в школе фабрично-заводского обучения, работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском. Оттуда осенью 1942 года ушел на фронт: был шофером, артразведчиком, связистом. Несколько раз его тяжело ранили. Был награжден орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». В 1945 году демобилизовался.
О себе он писал: «Ну, мужик, деревня, детдомовщина во мне сидит... Я был шофером и в разведке артиллерийской, а когда глаз подбили, поневоле стал связистом... Мы сутки делили надвое, жили и работали в постоянном напряжении, получая за это пинки и нагоняи. С фронта мы ехали изувеченные, всеми брошенные на произвол судьбы, без специальности, без образования... победители ‒ гол как сокол... кому до нас было дело?!».
Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Уже ранние повести Астафьева ‒ «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» ‒ привлекли внимание критиков. С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ «Гражданский человек». Первая его книга ‒ «До будущей весны» ‒ вышла в 1953 году. В 1958-м Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1961-м ‒ окончил Высшие литературные курсы при ССП СССР. Лауреат Ленинской премии (за повесть «Царь-рыба»).
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы литературы 1960-1970-х годов ‒ военная и деревенская. В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995).
«....О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое» (В. Астафьев).
В своих произведениях он создал литературный образ рабочего войны ‒ на нем держится вся армия, но ему достаются лишь наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника Астафьев во многом списал с самого себя и со своих друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам.
Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 года в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск‒Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.
Прочитайте книги В. П. Астафьева:
Астафьев, В. П. Моя война. Писатель в окопах : война глазами солдата / В. П. Астафьев. ‒ Москва: Алгоритм, 2018. ‒ 222, [1] с. ‒ (Моя война).
Астафьев, В. П. Прокляты и убиты. Плацдарм / В. П. Астафьев. ‒ Москва : Вече, 1995. ‒ 480 с.